Ситуация с авиаперелетами в России в прошлом году парадоксальным образом улучшилась. Согласно отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК), выдержки из которого публикует «Коммерсантъ», число катастроф и авиапроисшествий на 1 млн вылетов достигло наименьших значений с 2018 года. И это несмотря на то, что в связи с санкциями обеспечивать безопасность перелетов стало значительно сложнее. Напомним, что российская авиаотрасль с прошлого года не может обслуживать иностранные самолеты и получать для них комплектующие.
Как отмечается в отчете, всего в 2022-м было зафиксировано 35 авиапроисшествий и 13 катастроф, в которых погибли 24 человека, при этом все трагические случаи зафиксированы в малой региональной авиации, а также при осуществлении вертолетных и деловых поездок.
«Налицо сокращение количества катастроф, поэтому относиться к данным нужно с позитивом, – сказал TourDom.ru главный редактор отраслевого агентства “АвиаПорт” Олег Пантелеев. – По количеству человеческих жертв 2022 год стал рекордным (в хорошем смысле), и это – факт огромной важности. Вдвойне отрадно то, что существенное усложнение ситуации, в которой работает отрасль, не оказало радикального влияния на количество тяжелых авиационных происшествий». Однако, по мнению Пантелеева, говорить о каком-то тренде рано – для этого нужны дополнительные данные. «К сожалению, положительные тенденции формируются не в один момент, – пояснил главред “АвиаПорта”. – И в целом позиция экспертов МАК такова: в 2022 году “абсолютный показатель состояния безопасности полетов по всем видам авиационных работ не изменился относительно показателя 2021-го”, притом что в ряде регионов полеты прекратились вовсе».
Среди наиболее острых проблем, связанных с обеспечением безопасности перелетов, Олег Пантелеев отметил недостаточную профилактику, а также так называемые партизанские полеты, которые до сих пор осуществляются в нашей стране. «В отчете МАК говорится о том, что в авиации общего назначения наблюдается повторяемость причин авиапроисшествий, что говорит о недостатках профилактической работы. Кроме того, отмечаются случаи полетов пилотов без должных документов, на воздушных судах, не имеющих бумаг, подтверждающих летную годность. Это свидетельствует о том, что “партизанские” полеты по-прежнему не искоренены», – отметил главред «АвиаПорта».
Кстати, летная «партизанщина» стала одной из причин того, что наибольшее число происшествий и катастроф наблюдалось в секторах малой авиации и вертолетных перевозках. Но дело не только в этом. «Традиционно самые аварийные сегменты – авиация общего назначения, а также вертолетные работы и перевозки. У частных пилотов порой ниже уровень подготовки, меньше внимания некоторые из них уделяют обслуживанию авиатехники. Есть и случаи “партизанских” полетов, которые закончились драматично», – сказал Олег Пантелеев.