В аэропортах России за 2024 год зафиксировано шесть случаев значительного повреждения самолетов во время буксировки из-за неправильных действий сотрудников наземных служб, сообщают «Известия».
В частности, в Шереметьево в феврале аэробус A-320 «Аэрофлота» столкнулся с трапом, не убранным с перрона. Член бригады буксировщиков не предупредил своих коллег о препятствии, решив, что это не входит в его обязанности. В результате борт повредил законцовки крыла и временно был отстранен от полетов.
В аэропорту Иркутска водители буксира вели его на высокой скорости. Транспорт развернуло, он наехал на самолет S7. В результате у аэробуса А320 пострадал мотор и сломалась стойка шасси.
Инциденты отмечены также в Санкт-Петербурге, Казани и Магадане.
По мнению главреда портала Avia.ru Романа Гусарова, обстоятельства ЧП на аэродромах вызывают обеспокоенность. «Авиакомпаниям не хватает бортов, действующие самолеты летают с рекордной загрузкой, поэтому временный выход одного из эксплуатации может стать критичным».
В случае авиапроисшествий на аэродроме, аэропорт выплачивает компенсацию авиакомпании, борт которой пострадал. Но эти выплаты не покрывают все расходы на ремонт иностранного самолета. К тому же поломка шасси, повреждения корпуса требуют сложных работ, для которых желательно привлекать разработчика. Компании Airbus и Boeing не сотрудничают с Россией с 2022 года, поэтому ремонт представляет сложную задачу для перевозчика.
Росавиация называет причинами авиапроисшествий отсутствие переговорной связи между членами буксировочной бригады, неубранный с перрона спецтранспорт, плохую согласованность действий водителей и других сотрудников, нарушение технологии. Глава федерального агентства Дмитрий Ядров поручил руководителям аэропортов провести занятия по повышению квалификации специалистов наземных служб. Необходимо установить порядок действий при нештатных ситуациях, в частности, согласовать работы буксировщиков в случае препятствий на маршруте, поломки тягача.
Собственный план действий по профилактике инцидентов на перроне разработали в аэропорту Казани. Там собираются увеличить число буксировщиков в бригаде, дополнительно инструктировать специалистов, закупить переговорную технику для качественной радиосвязи.
Специалисты напоминают, что до 2022 года наземные службы аэропортов проходили аттестацию на соответствие отраслевым стандарам IATA. После прекращения работы этой организации в РФ, отечественный аналог не был создан. По мнению экспертов, чтобы выправить ситуацию, в России необходимо принять программу обеспечения безопасности полетов, соответствующую нормам ICAO и обеспечить контроль за ее исполнением со стороны аэропортов.