TourDom.ru выяснил подробности подготовки к внедрению новых правил продаж авиа- и железнодорожных билетов, которые предусматривают предъявление QR-кода, подтверждающего вакцинацию. А также обсудил с экспертами последствия – если законопроект примут в неизменном виде, рынок может недосчитаться половины пассажиров.
По информации из источника, заслуживающего доверия, в период с 15 ноября по 15 декабря правительство протестирует необходимые IT-решения. По результатам появится технология, о которой в пятницу вечером говорил министр транспорта Виталий Савельев. Это интеграция систем бронирования, используемых российскими перевозчиками, с сайтом Госуслуг. Далее еще в течение месяца, до 15 января, проведут пилотный запуск с участием авиакомпаний. И уже по результатам обкатки станет известна точная дата нововведений – это произойдет 1 февраля или позже.
Значимых технических проблем эксперты не прогнозируют. С их слов, скачать код из сертификата на Госуслугах и вывести его на бланк билета действительно можно. Однако на пути реализации идеи возникает ряд юридических и практических вопросов.
Прежде всего, непонятно, как обеспечить контроль исполнения, ведь российские перевозчики используют глобальные дистрибутивные системы, которые позволяют покупать и продавать билеты на их рейсы не только на территории России, но и за ее пределами, у иностранных юрлиц. Не исключена ситуация, при которой зарубежные агрегаторы смогут по-прежнему вести продажи без QR-кодов, так как находятся в другом правовом поле: как заставить их исполнять требования российского закона, неясно. «Мы окажемся в неравных условиях с западными компаниями», – прогнозирует представитель одной из билетных компаний. Как следствие, российские дистрибьюторы будут вынуждены временно переехать на иностранные сайты.
Кроме того, нововведение нанесет удар по продажам. Несмотря на оптимистичные заявления министра Савельева, перевозчики, в частности S7 и Utair, прогнозируют потерю до 50% трафика на внутрироссийских линиях.
Это связано с рядом причин, причем дело не только в большой доле невакцинированных граждан. Прежде всего, непонятно, как обеспечить глубину продаж, если привязывать реализацию билета к наличию QR-кода. «Если срок действия сертификата истекает в феврале, а лететь нужно в июне, то пассажир не сможет купить билет по привлекательной цене прямо сейчас. Придется подождать, чтобы ревакцинироваться. Или, не дай Бог, переболеть», – отмечает один из экспертов. Так как ценообразование у авиакомпаний динамическое, это приведет к росту цен: множеству пассажиров придется покупать билеты как можно ближе к дате вылета, не экономя за счет раннего бронирования.
Можно предусмотреть возможность продавать билеты по ПЦР-тестам. Однако это решение тоже снизит доступность услуг авиа- и железнодорожного транспорта, так как ПЦР-тесты в регионах в основном платные и средняя цена на такие анализы – 2500 руб. «На двоих получается уже 5 тыс., а это сопоставимо со стоимостью перелета из одного города России в другой», – приводит пример собеседник TourDom.ru.
Наконец, еще одна проблема – это нестыковки с действующими законами. Предлагаемые поправки в Воздушный кодекс подразумевают, что при отсутствии нужных медицинских документов перевозчик может расторгнуть договор с пассажиром в течение 48 часов и вернуть деньги полностью в течение 30 дней. Однако многие билеты продаются в составе турпакетов. Логично, чтобы и покупатели туров обладали такими же правами. Но согласно отраслевому Закону «Об основах туристской деятельности в РФ», туроператор имеет право удержать фактически понесенные расходы, например, связанные с аннуляцией бронирования отеля.
Эксперты делают вывод: законопроект с изменениями в Воздушный кодекс и ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», который был внесен в Госдуму 12 ноября и размещен в открытом доступе, сырой и нуждается в доработке. Они надеются, что в правительстве учтут важность транспортной отрасли для такой большой страны, как Россия, где во многих регионах из города в город зачастую можно попасть только по воздуху: «Никому не нужен закон, который создает напряженность в обществе». А вы готовы покупать билеты по новым правилам? Заходите в сторис инстаграма tourdom_editor и примите участие в опросе.
Публикации документа предшествовал брифинг, на котором вице-премьер Татьяна Голикова объявила о переходном периоде, в течение которого граждане смогут вакцинироваться. По словам Татьяны Голиковой, он продлится до 1 февраля. А начиная с этой даты и до 1 июня QR-коды будут использоваться в полном объеме и понадобятся для международных и междугородних поездок на авиа- и железнодорожном транспорте. В соответствии с еще одним законопроектом, в этот же период региональные власти вправе сделать наличие QR-кода обязательным условием для посещения общественных мест за исключением продуктовых магазинов и аптек.