«Робинзон Турс» (Robinson Tours), известный на профессиональном рынке России как принимающий туроператор в Венгрии, разместил объявление на своем сайте о том, что «заканчивает эру» и уходит с рынка после 25 лет работы, несмотря на огромный опыт преодоления кризисов. По словам собеседников TourDom.ru, владельцы подали заявление на банкротство в Венгрии. Однако аффилированное юрлицо компании в России пока остается в реестре туроператоров – сообщили редакции в ассоциации «Турпомощь».
В самой компании причину ухода с рынка объясняют непосильными обстоятельствами кризиса, возникшими из-за коронавируса: «В дополнение к большому количеству отмененных поездок невозможность забронировать новые туры является беспрецедентным событием», – указано на ее сайте. Там же отмечено: «Во многих странах отели и турфирмы имеют возможность заменить возврат денежных средств ваучерами (например, в Испании, Греции, Франции, Италии, Бельгии или Португалии), авиакомпании также возвращают ваучеры вместо наличных денег... Но венгерские правила не соответствуют иностранным нормам. В Венгрии такого ваучера не было!»
На это обстоятельство обратили внимание эксперты российского туристического рынка. В России закон о туристических ваучерах, хоть и одобрен правительством, но не согласован Государственной Думой, рассмотрение во втором чтении перенесено с 13 мая как минимум на неделю.
В туроператорском сообществе не раз звучало: если по закону нельзя будет переносить обязательства по не состоявшимся из-за коронавируса турам, большинство участников рынка не выдержат нагрузки и объявят себя банкротами. Та же участь ждет турагентства. Пример венгерского «Робинзон Турс» тому подтверждение: компания вынуждена закрыться, хотя имеет практически безупречную репутацию. «“Робинзон” был последним из могикан в Европе, он много лет обслуживал русскоязычных туристов. У него великолепные специалисты, которые вкладывали в развитие, организовывали шикарные фам-трипы для партнеров, сделали огромный вклад в развитие туризма в Венгрии», – комментирует уход партнера Тарас Кобищанов («Русский Экспресс»). Аналогичные отзывы дают и в других турфирмах. Светлана Земцова («Росинтур») сказала корреспонденту TourDom.ru: «Нас связывала многолетняя дружба. Работать с ними всегда было удобно и очень комфортно». Тепло отзывается о компании Ирина Федина, основатель «ВЕДИ ТУРГРУПП»: «У нас очень хорошие отношения. Не хочется что-то комментировать, если им это принесет профессиональную боль».
Как говорят специалисты, хорошо знакомые с ситуацией, и что официально подтверждает релиз самого «Робинзона», основные потери компания понесла на выездных направлениях: когда закрылся Китай, по закону туроператор был вынужден вернуть туристам причитающуюся им сумму в течение 14 дней. Кроме того, в январе 2020 года ему пришлось «погасить аванс сотням пассажиров из-за отмены рейсов из Хайнаня в период с марта по сентябрь». Компания помогла туристам благополучно добраться домой, понеся непредвиденные убытки. Всё это сломило ее экономику.
По данным TourDom.ru, если у «Робинзон Турс» и есть задолженности перед российскими партнерами, то они небольшие.