Корреспондент поинтересовался, почему, если верить СМИ, вирус Коксаки атакует только россиян? Например, немецких туристов на курортах Турции, хоть и меньше, чем русских, но тоже достаточно, однако ажиотаж вокруг Коксаки есть только в России.
Прусаков парировал, что среди поступивших на горячую линию ведомства обращений несколько пришло как раз от немцев, которые воспользовались Google-переводчиком. В целом же он предположил, что повлиять на ситуацию могли и не всегда понятные россиянам условия договора о медицинском страховании. На отдыхе они зачастую не могут сориентироваться, куда обращаться за помощью в случае заболевания. В этой связи у них и возникает гораздо больше вопросов, чем у иностранцев. «В Европе все решается заранее, возможно, поэтому люди меньше обращаются за разъяснениями», – подчеркнул специалист.
Между тем, заведующий лабораторией молекулярной диагностики и эпидемиологии кишечных инфекций Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Подколзин объяснил расхождение в цифрах по числу российских туристов, заболевших Коксаки. По его мнению, статистика учитывает лишь малую толику заболевших, так как не все, кто заразился, прибегают к помощи врачей, занимаясь самолечением. А турецкие отельеры, по словам эксперта, заинтересованы в замалчивании проблемы.
«За 2015 год было выявлено всего 39 случаев за год, в нашем случае – 800 обращений в течение одного месяца, поэтому речь идет не о сезонном повышении, а о вспышке. Эпидемией это назвать нельзя, так как Коксаки в первую очередь болеют только дети, и не на всей территории страны, а лишь на побережье Анталии. Истинное количество заболевших Коксаки определить сложно. Небольшая часть пострадавших обращается за медицинской помощью, намного большая никуда не сообщает», – рассказал Подколзин. По его мнению, более точно оценить масштаб проблемы поможет поездка на турецкие курорты специалистов ведомства.
Также эксперт прокомментировал результаты соцопроса, по которому более половины туристов, вернувшихся из Турции, ничего не слышали о Коксаки:
«Социологические опросы, которые проводятся в период разгара проблемы, могут иметь элемент некорректности. Надо помнить, что средний срок отдыха – 10 дней, а инкубационный период заболевания – 5-7 дней, поэтому оно может проявиться только после возвращения. И если опрос проводится, пока люди на отдыхе, или сразу по возвращению, то он может давать не полную картину».