Санкционное давление на российскую отрасль гражданских авиаперевозок продолжает нарастать, как снежный ком. Очередные рестрикции ввело Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA).
«Приостанавливается действие всех выданных российским компаниям или гражданам РФ сертификатов на продукцию, детали, приборы, а также сертификатов на тренажеры для имитации полетов», – указано на сайте агентства.
Как полагает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров, дополнительных сложностей для технического обслуживания самолетов, как отечественных суперджетов, так и иностранных боингов и эйрбасов, это решение создать не должно. «Наши сервисные центры работают по сертификатам Росавиации. Так было и когда большинство лайнеров состояло в заграничных реестрах, а по мере перевода в регистр РФ – тем более», – поясняет специалист. По его словам, сертификат EASA – это некий дополнительный бонус. Он имеет смысл, прежде всего, при продаже наших самолетов за рубеж – в те страны, которые признают европейскую сертификацию. Именно поэтому Sukhoi Superjet 100 сертифицировался в Европе, чтобы можно было реализовывать его за границей. Но на международных рынках судьба этого лайнера не сложилась, он востребован нашими авиакомпаниями для полетов по России.
Что касается техобслуживания наших самолетов (в том числе иностранного производства) за границей, принципиальна сертификация зарубежного техцентра не EASA, а Росавиацией. «Если самолет находится в реестре РФ, летает по российскому сертификату лётной годности (СЛГ), то ремонтировать его за рубежом можно лишь в техцентре, одобренном нашим Федеральным агентством воздушного транспорта», – поясняет Роман Гусаров.
Тем не менее создать проблемы нашим авиакомпаниям демарш EASA всё же может, говорят эксперты в области авиации. Это касается отзыва сертификатов на тренажеры, на которых тренируются и проходят подготовку пилоты. С оборудованием для суперджетов сложностей не возникнет, а вот как быть с имитаторами полетов на Boeing и Airbus – пока неясно. Решение придется искать нашим авиавластям.