По данным Ространснадзора, от 6 до 10 российских авиакомпаний в данный момент находится в зоне риска. Об этом сегодня, 20 октября, на пресс-конференции заявил глава ведомства Виктор Басаргин.
По его словам, надзорный орган постоянно проверяет компании, которые входят в этот список. Однако названий предприятий Басаргин не привел. Как сообщает «Российская газета», глава Ространснадзора также предложил обязать Центробанк и Росавиацию сообщать в службу о высоком уровне закредитованности перевозчика, его долгах перед аэропортами и существенном росте объемов перевозок. На основании этих данных ведомство будет инициировать проверку на транспортном предприятии.
По словам экспертов, Ространснадзор в первую очередь следит за соблюдением положений транспортной безопасности. Как рассказал заместитель исполнительного директора Ассоциации воздушного транспорта РФ Борис Шокуров, ведомство проводит плановые и внеплановые проверки компаний на предмет соответствия нормам воздушного законодательства и при необходимости может выдать предписание, оштрафовать или направить информацию в Росавиацию. Последняя уже имеет право на приостановку и отзыв у перевозчика сертификата эксплуатанта.
Напомним, аналогичный список неблагонадежных авиакомпаний существует и у Росавиации – он составлен на основе их финансово-экономической деятельности. По словам депутата Госдумы Александра Старовойтова, в этом списке сегодня 13 компаний относятся к последней, четвёртой категории риска и три — к третьей, среди них была и «ВИМ-Авиа».
Как показала ситуация с «ВИМ-Авиа», усилий Ространснадзора и Росавиации оказалось недостаточно для предотвращения кризиса и для этого нужны новые, более эффективные механизмы. На данный момент предлагается создать фонды страхования перевозчиков или так называемую «Авиапомощь». Однако эти предложения вызывают критику туротрасли, которая прогнозирует, что это приведет к удорожанию билетов, так как все расходы перевозчики переложат на плечи потребителей.
«Прежде чем предлагать новые механизмы предотвращения банкротства авиакомпаний, нам необходимо оценить, почему не сработали старые, в том числе механизмы оказания экстренной помощи, защиты потребителей и компенсации им ущерба. Иначе на выходе мы получим еще одну неэффективную меру», – заявил один из экспертов.