Государству не следует вкладывать средства в спасение авиакомпании «ВИМ-Авиа» – так считает почти половина россиян, опрошенных фондом «Общественное мнение». За финансовую поддержку авиакомпании выступили только 27 % респондентов, а еще 24 % затруднились ответить. Однако интереснее, что думает на этот счет турбизнес. Портал TourDom.ru выяснил мнение профессионалов отрасли накануне решения о том, возможно ли продолжение деятельности «ВИМ-Авиа». Напомним, как заявил ранее вице-премьер Аркадий Дворкович, оно будет принято после 15 октября, когда авиакомпания прекратит регулярные полеты.
Туроператоры считают, что спасать проблемного перевозчика уже поздно. Однако те, кто с ним сотрудничал в этом сезоне, гипотетически поддержали бы сохранение «ВИМ-Авиа» при смене менеджмента и ребрендинге. «Спасать «ВИМ-Авиа» целесообразнее всего было, когда авиакомпания летала. Сейчас стоит вопрос, кто на себя возьмет долги перевозчика, который практически приостановил деятельность. Если представить, что государство вложит средства в сохранение компании, то ее дальнейшее существование и прибыльность будут зависеть от того, кто станет собственником и кто будет руководить. Если гарантии стабильности будут обеспечены и качество менеджмента совпадет с ожиданиями рынка, то какая разница, в конечном счете, как авиакомпания будет называться», – считает директор по продажам «НТК Интурист» Сергей Толчин.
Туристическая розница относится к ситуации более критически. По словам турагентов, если бы «ВИМ-Авиа» даже и захотели спасти, продавать туры на базе ее перевозки турфирмы побоятся. Настрадавшись с ней летом 2017 года, они будут пытаться выбрать любой другой вариант даже в том случае, если реального повода для опасений уже не будет. «Я думаю, лучше сделать так, чтобы частные инвесторы купили флот перевозчика. Помощь государства заключалась бы не в деньгах, а в разрешении продать авиационный парк компании по частям», – отметил генеральный директор сети агентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.
Вероятность такого сценария высока, полагают наблюдатели. Так, в пятницу, 13 октября, Минтранс заявил о том, что самолеты «ВИМ-Авиа» готовят к возврату лизингодателями. Эту работу поручили Государственной транспортной лизинговой компании. Как сообщили в ведомстве, в отношении трех лайнеров, которые участвуют в перевозке пассажиров, подготовлены таможенные декларации и техническая документация для перегонки. К другим бортам, стоящим под арестом в аэропорту Домодедово, допустят технический персонал «ВИМ-Авиа» для подготовки к возврату, сообщает «Российская газета».
При этом авиационные эксперты и участники туррынка отмечают, что парк самолетов «ВИМ-Авиа» играет важную роль в балансе на рынке чартерной перевозки в России. Если хотя бы часть бортов не будет передана на тех или иных условиях другим перевозчикам, на рынке неизбежен дефицит провозных емкостей. Поэтому главную помощь государства отрасли они видят в сохранении бортов авиакомпании на рынке.
Самым же негативным сценарием наблюдатели считают передачу воздушных судов проблемной авиакомпании нацперевозчику, который и без того имеет доминирующие позиции на авиарынке. Это приведет к снижению конкуренции и росту цен.