В редакцию TourDom.ru обратилась Анна Рожкова, руководитель туроператора «Авианна» из Нижнего Новгорода. Она сообщила, что транспортные компании, у которых ее турфирма арендует автобусы, задним числом повышают стоимость своих услуг.
В письмах поставщики объясняют, что в связи с экономической ситуацией их затраты за период с 20 февраля по 20 марта увеличились вдвое. Так, шины, запчасти, моторные масла подорожали за это время на 100%, а фреон для кондиционеров вырос в цене на 300%, т. е. в 4 раза.
«Стекла – для нас это расходный материал – выросли на 200%! Например, стоило стекло на «Мерседес» около 50 тыс. руб., стало больше 100–150 тыс., и их нет!» – эмоционально пишет один из руководителей автопредприятия.
Проблема еще состоит в том, что качественные комплектующие уходят с рынка либо стоят «космических денег». Транспортники объясняют, почему не используют отечественные масла: «наша техника его просто “не принимает”, пробовали как-то... фокус не удался».
Кроме того, один из директоров транспортной компании считает, что необходимо на 30% повысить зарплату работникам «во избежание снижения профессионализма вследствие неизбежной текучести кадров». Он делает вывод: компания не может выполнить свои обязательства по заключенным договорам на тех же условиях, что были до 20 марта. И просит рассмотреть вопрос увеличения стоимости транспортных услуг на 30%. Это «позволит покрыть часть убытков и продолжить сотрудничество без ущерба для безопасности перевозки ваших туристов», – пишет он своему партнеру-туроператору.
Что в результате будет с ценами на автобусные туры и трансферы? «Пока нам удается держать прайсы на адекватном уровне. Если мы их поднимем, то не сможем набрать группы – спрос снизится», – говорит Анна Рожкова. Люди, покупающие автобусные туры, – бюджетные туристы, сильно пострадавшие во время пандемии, и сейчас они очень чувствительны к росту цен. Но очевидно, что рано или поздно туроператоры будут вынуждены повышать стоимость туров.
Помимо роста цен, есть еще и проблемы с поставками необходимых запчастей из-за нарушений в логистических цепочках. «Коробку передач сейчас приходится ждать из Китая до полугода. Раньше мы получали нужную деталь в течение недели», – рассказывает Елена Соловьева, руководитель туроператора «Русь», в собственности у которого пять автобусов. Очевидно, что если не хватает каких-то комплектующих, машина остается на приколе.
Основной вопрос для туроператора даже не в ценах, отмечает Анна Рожкова. «Если не будет запчастей в наличии, получится ли в принципе выполнять обязательства перед клиентами? Если не будет свободного автобуса на ходу – мы не сможем вывезти своих туристов с юга».