Авиапассажиры, купившие в октябре дешевые билеты «Аэрофлота», которые впоследствии были аннулированы ввиду технической ошибки при выставлении цены, обратились в суд с коллективным иском к нацперевозчику. Сумма требований составляет 7,5 млн руб., а с учетом неустойки, компенсации морального вреда и судебного штрафа может вырасти до 11,5–12,5 млн руб.
История широко освещалась в СМИ, и теперь специалисты в области права не исключают, что это может спровоцировать и «потребительский экстремизм» со стороны туристов в отношении туркомпаний. Дело в том, что туры нередко продаются по цене, отличающейся от той, что указана на сайте туроператора. Причины разные: может не подтвердиться номер в изначально анонсированном отеле, а предложенный на замену окажется дороже, или же туроператору по независящим от него причинам придется заменить авиаперевозчика и т. д. В такой ситуации, вдохновившись примером пассажиров «Аэрофлота», туристы могут также попытаться отстоять через суд свое право получить туруслугу по той стоимости, которая была выставлена на сайте как публичная оферта.
«Подобные иски были и прежде, но не системные – это не опирались на “громкую” судебную практику. А история с “Аэрофлотом”, безусловно, провоцирует потребителей судиться с туркомпаниями», – говорит основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. Впрочем, он полагает, что судебные перспективы тех, кто решит «подзаработать», неочевидны. Туроператоры стараются застраховать себя от необоснованных претензий клиентов еще на этапе подготовки договоров, детально оговаривая все возможные ситуации.
Такого же мнения придерживается и адвокат в сфере туризма Димитрий Морозов. «Требование туриста о компенсации обосновано только в том случае, если туроператор без согласования с ним поменял цену или условия уже подтвержденного и полностью оплаченного тура», – говорит он.