Туроператоры поделились с редакцией TourDom.ru предварительными данными по финансовым потерям, вызванным дефолтом «ВИМ-Авиа». Напомним, ранее было известно, что TUI Россия измеряет свои убытки в 115,5 млн руб. (2 млн долларов) без учета допоплаты отелей туристам, застрявшим на курортах. 5 октября сообщили о своих убытках «НТК Интурист», «Музенидис Трэвел» и «Бейс Трэвел» (консолидаторы рейсов на Тенерифе).
Так, общие затраты «НТК Интурист» составили около 500 млн руб. В эту сумму вошел депозит – порядка 240 млн и примерно в том же размере дополнительные расходы на оплату экстренного вывоза, проживания туристов, транспортные расходы и предоплата около 50 рейсов других авиакомпаний на октябрь. «Такая сумма, конечно же, значительна для любой компании, но тем не менее необходимые средства были аккумулированы за несколько дней, и мы вернулись в плановый режим работы», – отметил директор по продажам компании Сергей Толчин.
Гендиректор «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди сообщил, что туроператор потерял порядка 20 млн руб. по депозитам и примерно столько же на организации октябрьской перевозки – в общей сложности примерно 41 млн. При этом в компании еще не подсчитаны расходы на расселение, питание туристов и имиджевые потери. В «Бэйс Трэвел» также еще не провели точных расчетов, но уверены, что убытки превысили 7 млн руб.
Таким образом, общая сумма затрат у опрошенных TourDom.ru туроператоров составила более 600 млн руб. Все компании планируют подавать иски на перевозчика, но не раньше конца октября – когда станет известно, какое будущее ожидает «ВИМ-Авиа».
«Мы предпримем все необходимые и законные меры для возврата наших средств, которые были авансом перечислены в авиакомпанию для оплаты перевозки до 28 октября включительно. Дальнейшее сотрудничество с перевозчиком запланировано не было. Оценивать перспективы возврата средств пока сложно, так же как и возможность работы с ними в будущем – еще не исключено, что «ВИМ-Авиа» будет продолжать деятельность. Всё зависит от того, кто будет собственником и какой там будет менеджмент», – сказал Сергей Толчин.
По мнению учредителя юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, в случае банкротства «ВИМ-Авиа» шансы на взыскание своих средств с перевозчика у туроператоров невелики. «Процедура предусматривает очередность выплат, и организаторы туров, как правило, попадают в последнюю очередь кредиторов. Первыми погашаются требования по текущим платежам, оплачиваются расходы на саму процедуру банкротства, производятся расчеты с физическими лицами, а также с сотрудниками компании по оплате труда, затем уже идут все прочие кредиторы, аэропорты с топливно-заправочными станциями », – сказал юрист. По словам эксперта, большая часть долга погашается за счет заложенного имущества, только потом что-то «может перепасть» туроператорам. Но учитывая суммы долгов авиакомпании – порядка 10 млрд руб., цепочка, скорее всего, закончится на банках, у которых в залоге есть имущество фирмы.