Вечером 18 мая сразу в нескольких профильных соцгруппах турагентов появился пост с призывом поддержать и распространить обращение к президенту Путину, руководителям правительственных структур России.
Основной лейтмотив послания, опубликованного под авторством Андрея Фёдорова, – требование «незамедлительного открытия нормального авиасообщения, в том числе и чартерного, с популярными и недорогими странами, которые готовы принимать туристов, в которых уже давно наблюдается стабильная или отрицательная динамика по заболеваемости COVID-19».
В тексте утверждается: «Предлагаемые меры поддержки правительством как для турбизнеса, так и для граждан – малоэффективны. На практике мы видим только накопление долговых обязательств всеми сегментами турбизнеса, которые принимают форму снежного кома, что, несомненно, приведет в обозримом будущем к банкротству большого числа игроков турбизнеса, невыполнению обязательств перед гражданами, судам и безработице». В завершение письма по пунктам перечислены требования:
«1. В самые короткие сроки (до 21.05.2021) открыть для туристических целей популярные и доступные направления, Египет, Тунис, Черногорию, Болгарию, Хорватию, Кипр, Иорданию, Грецию, Турцию. Доминиканскую Республику и другие страны, которые готовы принимать российских граждан.
2. Возобновить чартерные рейсы по данным направлениям, которые являются наиболее экономичными и отвечающими интересам граждан.
3. Разобраться с бардаком по полуоткрытым странам и официально их открыть, разрешив нормальную авиаперевозку как чартерными, так и регулярными рейсами».
«В противном случае, – сообщается в послании, – оставляем за собой право переложить все издержки туристического бизнеса и ответственность по обязательствам перед туристами на государственные органы. Которые не способны отрегулировать необходимые процессы, внести ясность по срокам открытия направлений для нормального функционирования отрасли, а также планирования гражданами своих отпусков и бездействие которых приведет к необратимым последствиям».
Участники профгрупп в основном горячо поддержали инициативу обращения к руководству страны и ключевых ведомств – многие пользователи уже разместили пост на своих страницах в соцсетях, обещали его «отправить на сайт президента», некоторые написали в комментариях: «Андрей, горжусь знакомством!»
Нашлись и критики – те, кто не верит в пользу подобных обращений, считает текст наивным, а инициативу смешной. Некоторые пожелали составителю лучше подготовиться, раз уж обращается к первым лицам государства: пропустить текст через систему проверки правописания, представиться, объяснить, на каком основании выступает от имени всего сообщества. В комментариях неоднократно звучал скепсис по поводу намерения переложить ответственность перед туристами на госорганы. Пользователи усомнились, что, прочитав требования, «все испугаются и бросятся страны открывать» к 21 мая.
Андрей Фёдоров в ответ на критику написал в группе Radio Travel о том, что готовил обращение по просьбе коллег с целью «получить быструю реакцию с привлечением туристов и создать резонанс».
Как бы то ни было, эмоциональный пост, больше похожий на крик души, чем на обращение бизнеса к власти, отражает высокий градус напряженности в туристической среде. Настроение снизу контрастирует с риторикой официальных общественных лидеров, которые в последнее время сглаживают углы и не используют трибуну для донесения остроты проблем турбизнеса, возникших из-за многомесячного простоя. Ситуация действительно может быть чревата серьезными последствиями – близится дата окончания отсрочки возврата средств по «ковидным турам», а у туроператоров всё не появляется возможности привлечения оборотных средств в достаточном объеме. Финансовые проблемы поставщиков турпродукта способны уничтожить репутацию и бизнес их партнеров по рознице, которые сами лишены возможности зарабатывать с февраля прошлого года.
Однако прямая практическая польза от ультиматумов в соцсетях сомнительна – эксперты и раньше отмечали: популистские тексты, составленные не по протоколу, тем более с ошибками и слабой аргументацией, не имеют шансов для рассмотрения на правительственном уровне. Максимум, что можно получить в ответ, – отписку от уполномоченного ведомства.
Другой вариант, когда недовольство, транслируемое предпринимателями, ложится в основу повестки авторитетной общественной организации или еще лучше – профильного ведомства, которое выступит лоббистом интересов бизнеса и сможет вести диалог с властными структурами на понятном им языке. Однако опрошенные TourDom.ru эксперты затруднились предположить, какое из действующих объединений могло бы подписаться под заявленными в обращении Фёдорова требованиями. Они также сомневаются, что петицию турагентов поддержит Ростуризм, – в тексте содержатся неприятные для чиновников обобщения и оценки.