Раздачу скидок в турагентствах должны остановить туроператоры – ведь они сами заинтересованы в том, чтобы их туры продавали профи, а не дилетанты и мошенники. Так считают 44 % из более 400 участников опроса на HotLine.travel по состоянию на 2 августа. Поводом для него стал флешмоб под хештегом «скидки_это_зло». Таким образом турагенты предупреждают туристов, что, погнавшись за дисконтом, те могут стать жертвами мошенников. Акция вновь заставила рынок задуматься о причинах разгула скидочников в туризме и о том, можно ли решить эту застарелую проблему.
«Туроператоры урезают комиссии, всё чаще дают прямые скидки клиентам. Знаю, коллеги в некоторых регионах объединялись, договаривались о том, чтобы не давать скидок. Но тут же появляются «обнальщики», – комментирует Мария Бабенко из турфирмы «12 месяцев приключений».
С точки зрения представителей агентского сообщества, только туроператоры могут ввести единую ценовую политику в отношении турпродукта, ограничить франчайзи, у которых размер комиссии выше, в возможности давать туристу большие скидки, а заодно перестать самостоятельно продавать туры клиентам напрямую с дисконтом в размере агентского вознаграждения. Последний пункт вряд ли одобрят сами поставщики туруслуг. А ограничение размера скидки, по словам юристов, нелегитимно – это нарушение антимонопольного законодательства (ч. 1 ст. 11 Закона РФ о защите конкуренции).
Отметим, что в вариант объединения представителей розничного рынка и создания саморегулируемых организаций для борьбы со «скидочниками» верят только 20 % респондентов. Еще столько же считают, что лучше всё оставить как есть – рынок сам себя отрегулирует. Остальные надеются на государство, которое обяжет всех работать вбелую.