Как привлечь в туристические компании новую аудиторию, которая не пользуется их услугами? Этот вопрос руководители турагентств и туроператоров обсудили 11 сентября на Конференции Объединенной сети ТБГ и «Горячие туры», причем варианты решений предлагали сами туристы. Например, Олеся Новикова, автор блога о путешествиях, уверена, что даже большие компании уже не могут рассчитывать просто на силу бренда. Новую аудиторию можно привлечь через соцсети, но для этого турфирмам понадобятся союзники. «Нужны евангелисты с аудиторией. Многие блогеры делают туры, но сталкиваются с массой организационных трудностей. В этом есть потенциал для взаимовыгодного сотрудничества», – считает Олеся.
Продюсер и телеведущий Алексей Никулин предложил расширять ассортимент – искать новые продукты, а не продавать то, что продают все. В качестве примера он привел отдых под парусами. Ниша яхт-туров в Средиземноморье переполнена, но существует спрос на организацию морских практик на парусниках, причем в отдаленных районах вроде Норвегии, где туристы могут почувствовать себя первооткрывателями.
Представители турагентств со своей стороны возразили – у большинства туристов нет денег на такие поездки. По словам Татьяны Юрченко («Азбука счастья»), профессионал сейчас может собрать любую программу и удовлетворить любой каприз. Причем в отличие от блогера сделает всё официально и обеспечит поддержку, но при условии, что у туриста есть на это бюджет.
Замгендиректора ANEX Tour Яна Муромова согласилась, что авторские туры хороши для ассортимента. Однако для 70–80 % клиентов они не актуальны, значение имеет только цена. По ее словам, пока туристы путешествуют на чартерах, турагентства и туроператоры без работы не останутся.
Впрочем, пожалуй, все участники дискуссии согласились, что туристические компании должны учитывать нарастающую скорость изменений. Меняется конкурентная среда – люди всё чаще покупают услуги не у компаний, а у других людей, а сами компании выходят за рамки привычных ниш, отметил в своем выступлении предприниматель и преподаватель Михаил Антропов. По его словам, оборот интернет-ритейла в России за год вырос на 200 %. Так что неслучайно даже такой лидер финансовых услуг, как Сбербанк, занялся созданием интернет-магазинов.
Чтобы успевать за этими изменениями, туристическим компаниям нужно поторопиться и двигаться туда, где уже находятся потенциальные клиенты, – в соцсети. «Я экспериментировал с Инстаграмом и увидел, что некоторые посты получают большой охват и отклик у огромного количества незнакомых людей. Так что всё возможно», – отметил гендиректор «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди.