Не будем подробно останавливаться на обстоятельствах задержки рейса, так как они уже описаны в утренней публикации телеграм-канала «Крыша ТурДома». Вкратце: одна из пассажирок заметила, что в первый же час дали воду, но вот «по гостиницам отправили частично», так как не у всех оказались в наличии российские паспорта.
«Нам сказали, что надежды нет, ничего не могут сделать без паспортов российских», – цитирует ее слова региональное издание. По словам других туристов, перевозчик якобы не предоставил не только размещение, но и горячее питание. В итоге вместо 03:40 по расписанию рейс улетел только в 14:05, а ситуацией заинтересовалась Уральская транспортная прокуратура, куда поступило пять обращений.
Редакция TourDom получила комментарий «Уральских авиалиний», в котором утверждается: «представители в аэропорту Перми приложили все усилия, чтобы сделать ожидание рейса комфортным, насколько это возможно». Напитки и питание перевозчик предоставил. Что касается гостиниц, то места были забронированы в отелях «Четвертый элемент», «Прикамье» и «Цветы Прикамья». Некоторых туристов действительно отказались заселить на основании заграничного паспорта. Но им пошли на встречу в других отелях.
«Пассажиров, которых отказались разместить в гостиницах по загранпаспортам, оперативно расселили в другие. Последние пассажиры уехали в гостиницу в 04:00 утра», – рассказал «ТурДому» представитель авиакомпании.
В итоге авиакомпания разместила всех, за исключением четверых человек. Как уточнили нам в пресс-службе, они разъехались по домам и ждали вылета там. По мнению представителя туроператора Fun&Sun, перевозчик сработал оперативно и действительно сделал все возможное: «Мы такие вопросы отдельно прорабатываем с партнерами и стараемся, так как для нас важно, чтобы люди чувствовали себя защищенными даже в случае форс-мажора».
Тем не менее и сами пассажиры, пожаловавшиеся в прокуратуру, и некоторые комментаторы в соцсетях решили, что права все же были нарушены, так как российские отели якобы обязаны размещать гостей по загранпаспорту. Авторы утверждения ссылаются на публикации в некоторых СМИ и постановление правительства от 20 марта этого года. Однако прочитали их невнимательно. Постановление допускает применять для идентификации клиента в гостиницах единую биометрическую систему (ее внедрение еще только разворачивается. – Ред.), а вот по поводу загранпаспорта там написано, что его допустимо использовать только для граждан, постоянно проживающих за рубежом. Поэтому гостиницы, руководствуясь действующими правилами, потребовали предъявить общегражданские паспорта и абсолютно правомерно отказали тем, у кого их не было.
«В загранпаспорте не указано место регистрации гражданина, соответственно, невозможно определить его место жительства, значит, гостиница не может исполнить обязанности по регистрации временного размещения граждан», – пояснил нашей редакции основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.
Вывод из этой истории напрашивается простой: собираясь в заграничную поездку, лучше прихватить с собой оба документа. «Уважаемые турагенты, пожалуйста, информируйте туристов о необходимости брать с собой паспорт РФ в заграничные поездки», – пишет один из комментаторов в телеграм-канале «Крыша ТурДома».