«Согласно обратной связи от потребителей, в последнее время фиксируются случаи обмана или введения в заблуждение при бронировании объектов размещения через платформы онлайн-бронирования», – указано в письме (копия есть в редакции).
Оно отправлено на «Авито», «Островок.ру», «Суточно.ру», «Циан» и другие площадки, где размещаются объявления о сдаче туристическое жилья.
Агрегаторов просят ответить на ряд вопросов. Например, запрашивают ли они правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, паспорта владельцев, договор найма или аренды. Общественники также просят разъяснить, получают ли подтверждающие документы и от гостиниц, в частности выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также уведомление о начале гостиничной деятельности, свидетельство о присвоении звездности.
Кроме того, общественники интересуются, существует ли система проверки жалоб от пользователей на несоответствие качеству или цене и каков порядок разрешения споров. В частности, предоставляют ли площадки персональные данные сторонам конфликта для дальнейшего разбирательства. Агрегаторов просят также поделиться информацией о случаях противоправных действий при проживании в гостиницах или объектах туристического жилья, снятых посуточно.
Член Комитета по туризму «Опоры России» Наталья Петровская пояснила TourDom.ru: нередко возникают ситуации, когда туристы находят на сайте-агрегаторе квартиру или дом, но по приезде выясняется, что там уже кто-то живет. Иногда объект не соответствует описанию, а то и вовсе не существует или находится по другому адресу.
Наталья Петровская отметила, что объединение уже давно добивается рассмотрения закона о туристическом жилье, который помог бы минимизировать такие ситуации. Согласно проекту собственники должны будут декларировать намерение сдавать свой объект и получать уникальный идентификационный номер. Разместить объявление на сайте-агрегаторе можно будет только при его наличии.
Кроме того, по мнению авторов идеи, это поможет справедливой конкуренции. Сейчас налицо перекос: официально работающие гостиницы обязаны соблюдать массу регламентов, которые в том числе приводят и к увеличению себестоимости их услуг, в то время как краткосрочная аренда жилья никак не контролируется.
Как пояснили в «Опоре России», сбор информации от агрегаторов нужен, чтобы подтвердить актуальность этой проблемы, так как в Ростуризме не верят, что она реально существует, и считают случаи обмана или конфликтов единичными. Авторы письма предполагают, что агрегаторы ответят на обращение, так как сами заинтересованы в создании прозрачности этого рынка: платформам выгодно, чтобы пользование их услугами было безопасным для потребителей.
Подписчики телеграм-канала «Крыша ТурДома» подтверждают: информация в объявлениях на сайтах-агрегаторах не всегда достоверна. «Часто обман в объявленной первоначальной цене. По факту начинают насчитывать за количество гостей. Или пишут 1000 руб., но с дополнением, что 2000 руб. за двух. И если ты один, все равно 2000 руб.», – привел пример один из пользователей. Еще один пишет, что всегда сравнивает данные с российских сайтов c отзывами на Booking.com – если там все хорошо, то можно бронировать. Впрочем, проблемы с достоверностью неоднократно возникали и у самого Booking.