Могут ли туроператоры включать комиссию агентств в объем фактически понесенных расходов (ФПР)? Этот вопрос обсудили 22 мая в ходе Zoom-конференции для профессионального сообщества в Фейсбуке «Трэвел Президиум». В онлайн-совещании приняли участие в общей сложности около 300 участников группы.
Прежде чем перейти к ответам туроператоров, напомним аргументы розницы. В конфликтных ситуациях, когда туристы не соглашаются на перенос туров и настаивают на возврате денег за несостоявшиеся поездки, агенты хотят сохранить свою комиссию как справедливое вознаграждение за проведенную работу. Если страна не была признана официально Роспотребнадзором «опасной», у туроператора есть право вычесть из тела тура ФПР – сумму за услуги, которые он уже перечислил поставщикам (авиакомпаниям и отелям) и не получил обратно. А вот у турагента такого права нет. Поэтому при отмене тура он неизбежно сталкивается с вопросом, возвращать ли туристу комиссию.
С ним связан еще один – будут ли туроператоры учитывать агентское вознаграждение, когда начнут рассчитывать для туристов стоимость равнозначного турпродукта для предоставления в будущем? Напомним, в Госдуме утвержден законопроект, наделяющий правительство правом дать туроператорам такую возможность.
Предельно четко на оба вопроса в ходе конференции ответил Тарас Демура, генеральный директор «TUI Россия». По его словам, на этапе продажи тура розничные партнеры перечисляли туроператору деньги, полученные от клиентов, за минусом своего вознаграждения. Именно эту нетто-цену компания и будет учитывать, предлагая туристу равнозначный турпродукт. «Понятно, что агент выполнил свои обязательства, но тур не состоялся. Чтобы клиент мог им воспользоваться, надо повторно сделать работу. Мы не видим возможности взять прибыль с клиента за это еще раз», – объяснил Тарас Демура.
В этом же ключе высказался генеральный директор «АРТ-ТУР» Дмитрий Арутюнов. Агентства проделали титанический труд, объясняя туристам условия переноса поездок, однако, согласно действующему законодательству, это единственная возможность сохранить у агента уже полученную им комиссию, а в условиях низкой маржинальности туроператорского бизнеса других вариантов нет.
Илья Иткин (PAC GROUP) обратил внимание, что туроператоры зафиксировали стоимость переносимых туров в валюте на день оплаты, что уже является серьезным бонусом с их стороны. Фиксацию курса считают справедливым решением и в «TUI Россия».
По словам Тараса Демуры, включить агентскую комиссию в ФПР туроператор может, только когда используется классическая агентская схема работы: на счет поставщика поступает вся сумма за проданный тур и уже потом, получив отчет агента, принципал выплачивает ему его вознаграждение. С этим согласился и генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов: включить в перечень фактически понесенных туроператор может только расходы, которые он реально понес. На практике такое в туризме сейчас почти не встречается. Вознаграждение агента формируется по иному принципу – он удерживает его сам, иногда увеличивая его за счет наценки и продажи других услуг, не входящих в турпакет. По его словам, надо учитывать и мизерный размер вознаграждения, установленный во многих договорах с туроператорами.
В ходе конференции многие агентства заявили, что готовы перейти на классический агентский договор с туроператорами. Но руководители компаний-поставщиков смотрят на этот энтузиазм со скепсисом. Гендиректор «Пантеона» Анатолий Гаркушин напомнил, что именно с классического агентского договора когда-то начинался турбизнес. Однако впоследствии от такой практики отказались. В том числе и потому, что турагенты просто «забывали» предоставлять отчет агента, на основании которого производится выплата комиссии. Тарас Демура перечислил другие подводные камни классической агентской схемы договорных отношений: «Я 25 лет работаю, и мы на разных этапах ее предлагали, она никогда не взлетает. Как только агент начинает считать, сколько налогов надо заплатить, понимает, что комиссию он будет получать в конце отчетного периода и скидок в этом случае давать он не может, он говорит “спасибо, не надо”. Это работает везде, но не в туризме. Пока не было таких умных, кто это реализовал бы в России, на Украине, в Казахстане. Если мы сейчас усилием воли это сделаем – я буду рад». Тарас Демура также заявил, что готов заново рассмотреть такую схему взаимодействия с розницей в качестве пилотной и предложил всем, кто заинтересован, написать ему об этом.