В последние дни, несмотря на «каникулы» и праздники, в турбизнесе обсуждают законопроект, который предусматривает комплексные поправки для всех отраслей индустрии путешествий, продиктованные обстоятельствами коронавируса. Восьмого мая в группе «Трэвел Президиум» состоялась Zoom-конференция. У компаний розничной сферы возникла масса вопросов к проекту поправок, агентства усмотрели в нем угрозу в свой адрес и риск перекладывания на себя ответственности перед туристами за отмененные из-за коронавируса туры. Эксперты конференции, а ими стали юрист Георгий Мохов («Персона Грата») и руководители авторитетных туроператоров Илья Иткин (PAC GROUP), Дмитрий Арутюнов («АРТ-ТУР»), Дмитрий Шевченко (ICS Travel Group), Артур Мурадян (Space Travel), заверили: этого не произойдет. И дали ответы на многие вопросы. Но поскольку нет окончательной ясности о том, каким станет документ после прохождения в Госдуме, и не ясны детали постановления правительства, эксперты чаще предполагали и обсуждали, нежели давали четкие рекомендации. Полная запись конференции выложена в группе.
Здесь же приведем некоторые важные тезисы юриста Георгия Мохова.
- «По существу поправка позволяет правительству установить идентичный особый порядок переноса услуги и возврата денежных средств как за билеты, так и за турпродукт».
- «В проекте распоряжения правительства по гостиницам, например, указан срок 12 месяцев». (От редакции: эксперт предполагает, что такой же период будет принят и для турбизнеса.)
- «До сих пор обсуждается вопрос, с какого момента считать перенос. С момента снятия ограничений или с момента выдачи обязательств. Скорее всего, предельный срок будет дан на год, в течение которого услуга должна предоставляться».
- «Конечно, очень важный вопрос по действию страховки. На мой взгляд, это одно из основных препятствий».
- «В принципе, юридические очертания этого отложенного обязательства понятны – это не ценная бумага с какой-то стоимостью, это письменное обязательство туроператора о том, что он предоставит турпродукт в срок, установленный правительством. На весь период должна быть оформлена действующая страховка или другой вариант обеспечения, плюс 45 рабочих дней сверху».
- «Почему включили слово “рабочий” – не знаю. У кого-то рука дрогнула, видимо, и написали слово “рабочий”. В законе у нас 45 календарных дней продления действия страхования. Если у туроператора страховка заканчивается в январе, то от этого отнимайте 45 рабочих дней и получится, что на этот период он может дать обязательства».
- «Туроператор может продлевать страховку – договориться со страховщиком, чтобы срок действия ее увеличить на год. Страховка может стоить как чугунный мост. Или же туроператор обратится в фонд персональной ответственности. Но это не всех спасет. Потому что ФПО формируется по итогам года».
- «Размер взноса в ФПО также могут уменьшить – на это есть прямое указание и правительство может принять такое решение. Это может быть не 7%, а скажем, 3%».
- «Вся интрига – вокруг того, какая стоимость турпродукта будет указана. Стоимость, которую получил туроператор, или стоимость, которую заплатил турист. А она разная. Туроператор не обязан знать, сколько получил турагент. В договор реализации турпродукта может включаться тьма-тьмущая всякой всячины: лечение, обучение, дополнительные трансферы, страховки и т. д. Договор, который получает турист от турагента, может включать дополнительную стоимость. Туроператор за нее не отвечает. Соответственно, у нас будет ситуация, когда турист в обязательстве туроператора увидит сумму, отличную от той, которую он заплатил».
- «Если туроператоры (в качестве альтернативы ФИГ) сейчас сформируют ФПО в полном объеме, уплатят 7% по итогам 2019 года, то это рассматривается «Турпомощью», затем Ростуризмом. И с момента принятия решения, со следующего квартала у них пойдет освобождение от необходимости страховать ответственность. Хронологически можно не успеть».
В следующих выпусках новостей мы продолжим знакомить вас с мнениями участников обсуждения.