17 сентября редакция TourDom.ru провела прямой эфир: «Кешбэк за отдых в России: каким он должен быть?» Экспертами стали Яков Адамов, генеральный менеджер отеля Courtyard by Marriot St. Petersburg Center, а также основатель компании Travelline Александр Галочкин.
Они подвели итоги первого этапа и разобрали ошибки, которые не позволили в полной мере реализовать выделенные под программу средства, а отелям и туриндустрии достичь финансово значимого результата. За неделю акции удалось продать туров и услуг на 1,4 млрд рублей. По оценкам экспертов, если учесть, что максимально можно было получить до 20% кешбэка от стоимости поездки, то россиянам вернули около 280 млн рублей – это примерно 2% от 15 млрд, выделенных государством. Одна из причин – сжатые сроки на подготовку. Из-за спешки многие участники рынка просто не успели подготовить свои предложения, а сайт программы получился неудобным для пользователя: на нем даже не оказалось поискового модуля. Кроме того, не была проведена масштабная реклама всего проекта. По словам Якова Адамова, в итоге проживание в его отеле по программе купили всего три человека, что не позволило отбить даже затраты на лендинг.
Несмотря на это, эксперты оценивают саму идею, предложенную Ростуризмом, положительно. «Это уникальная история, когда со стороны государства сделана попытка поддержать предпринимателей рыночным способом, а не методом создания какого-то там фонда, где деньги в итоге непостижимым образом растворяются», – отмечает Александр Галочкин.
Оба эксперта верят, что второй этап программы будет намного успешнее, тем более к этому есть предпосылки. Ростуризм опубликовал проект постановления, из которого видно, что многие предложения предпринимателей учтены. Регулятор считает необходимым увеличить максимальный размер кешбэка за покупку туров или размещения в отелях с 15 до 50 тыс. рублей. Предлагается убрать оговорку про минимальную стоимость услуг в 25 тыс. рублей и смягчить требование к продолжительности отдыха: субсидия будет начисляться с любой суммы, понадобится отдохнуть хотя бы две ночи, а не четыре. Кроме того, по словам Александра Галочкина, Федеральное агентство по туризму планирует продлить акцию и на следующий год – до 31 мая, а также увеличить окно продаж как минимум до полутора месяцев.
Но и этого, по мнению участников прямого эфира, не вполне достаточно. «Уберите все барьеры, сделайте удобно и классно, чтобы не нужно было зачем-то регистрировать карту “Мир” на отдельном портале, чтобы можно было ею расплачиваться на месте, в том числе и за допуслуги. Чтобы человек мог забронировать тур или отель, приехать, расплатиться, получить комиссию и всё – без всех этих непонятных и сложных схем, как это, например, сделали в Японии. Они смогли, и мы тоже», – подводит итог Яков Адамов.