В норвежском порту Нарвик разыгралась драма: поставщики топлива отказались заправлять суперяхту Ragnar, которая предположительно принадлежит экс-главе «Норникеля», бывшему руководителю Ростуризма и сооснователю туроператора «Нева» Владимиру Стржалковскому.
Как сообщает норвежское издание NRK, яхта прибыла в порт 15 февраля. Там она должна была принять на борт нескольких пассажиров и после дозаправки отправиться в круиз к берегам Шпицбергена и Гренландии. Однако этим планам не суждено было сбыться.
23 февраля, еще до начала спецоперации на Украине, 68-метровое судно осмотрели полиция, таможня и береговая охрана. Чиновники утверждали, что это была обычная рутинная проверка. Однако норвежские журналисты, погуглив биографию предполагаемого владельца, обратили внимание, что Владимир Стржалковский, как и Владимир Путин, служил в Ленинградском КГБ. В издании NRK вышла статья, в которой они названы друзьями, а визит яхты сопоставлялся с началом крупных учений НАТО в Норвегии Cold Response – 35 тыс. военных из 28 стран.
В интервью бывший начальник разведки Норвегии Ола Калдагер предположил, что совпадение неслучайно. По его словам, русских могли бы интересовать техническая информация и радиоперехваты. «Это то, чем русские занимались в течение многих лет, когда в Северной Норвегии проводились крупные союзнические учения», – заявил он NRK. Правда, в конце разговора он обратил внимание на нестыковку. Обычно в Нарвик заходят рыболовные суда из России, а не суперяхты. «Немного странно, что сюда приезжает хороший друг Путина, бывший офицер КГБ», – признал отставной разведчик.
После 24 февраля ситуация в порту накалилась. Появились требования арестовать Ragnar, а норвежские поставщики отказались заправить ее топливом. Один из них предложил «русским» грести на веслах или поставить парус. В порту даже пришлось усилить охрану, так как у членов команды появились опасения за свою безопасность. Пассажиры не приехали.
Капитан, англичанин Роб Ланкастер обвинил норвежцев в грубой дискриминации. По его словам, яхта занимается коммерческим туризмом, имеет мальтийский флаг и международную команду, бенефициар не под санкциями (его имя капитан тактично не называет. – Ред.). «Я обошел все компании и везде получил отказ. При этом топливо на российские рыболовецкие суда по-прежнему поставляется, так как они составляют 20% экономики Северной Норвегии», – сообщил капитан журналистам. Как пишет Роб Ланкастер, команда яхты разочарована двойными стандартами.
Regnar построена в 2012 году как вспомогательное судно для перевозки грузов по Арктике. В суперяхту она была переоборудована спустя 8 лет, унаследовав прочный корпус, который может пробивать льды. На борту есть вертолетная площадка, краны для подъема техники, вездеход, снегоходы и гидроциклы. Для пассажиров оборудовано несколько спален, тренажерный зал, спа, библиотека с камином и площадка для барбекю. Стоимость Regnar оценивается в 68 млн евро, арендовать ее на неделю, как сообщают некоторые источники, обойдется в полмиллиона евро.
Никаких доказательств принадлежности этого судна Владимиру Стржалковскому, кроме публикаций в интернете, нет, ни в одном из санкционных списков он также не числится.
Специалистам из сферы туризма Владимир Стржалковский известен, прежде всего, как сооснователь одного из старейших туроператоров «Нева», где он работал директором до 1999 года (компания была в числе лидеров рынка до кризиса 2014 года, когда прекратила деятельность вместе с множеством других фирм. – Ред.). Далее перешел в структуры отраслевой власти и поднялся до уровня замминистра, а после создания Федерального агентства по туризму стал его первым руководителем. В 2008 году совершил крутой поворот в карьере – 5 лет управлял «Норникелем». Затем работал в Bank of Cyprus и спортивном обществе «Динамо», откуда в 2019 году ушел в отставку.