TourDom.ru выяснил мнения экспертов о последствиях запрета на продажу самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям, который анонсировала в Твиттере глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Она уверена, что это приведет к деградации транспортной сферы России, так как ¾ авиатехники, используемой российскими перевозчиками, произведено в ЕС, США и Канаде.
Специалисты обращают внимание, что Урсула фон дер Ляйен сказала именно о запрете продажи самолетов, но общеизвестно, что перевозчики, как правило, не покупают их, а берут в лизинг. Кроме того, речь идет о запрете поставок с территории ЕС, где расположен Airbus. Второй крупнейший производитель авиатехники, Boeing, не упоминается. Его производственные мощности находятся в США, при этом пакет американских санкций не затрагивает авиационную сферу – во всяком случае напрямую.
Кстати, парки авиакомпаний, аффилированных с туроператорами, в основном состоят именно из американской техники. AZUR air, Royal Flight, например, полностью укомплектованы боингами разных модификаций. Почти целиком из них составлен также парк Pegas Fly. Значимое количество Airbus есть только у Nordwind и ifly.
А вот у «Аэрофлота» другая ситуация – больше половины парка (118 из 186 самолетов) – это аэробусы, в том числе новейшие A350. В то же время пассажиров «Победы» возят исключительно боинги (у нее – 44 B-737-800)
Неоднозначность формулировки в заявлении Урсулы фон дер Ляйен оставляет российским перевозчикам надежду на относительно мягкий вариант санкций. Даже при самом неблагоприятном сценарии у них будет возможность получать самолеты, а также запасные части через третьи страны – как это делают, например, Иран или Венесуэла.
Некоторые авиационные эксперты отмечают положительный эффект от санкций. Например, исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что российская авиационная промышленность теперь обеспечена заказами на годы вперед. У авиакомпаний появился стимул активнее приобретать «Сухой Суперджет» и МС-21.
Тем не менее нельзя сказать, что в сфере авиации царят шапкозакидательские настроения. Любые запреты усложняют ситуацию, временно или пролонгировано снижают конкурентоспособность и требуют новых решений.
Насколько запад будет последователен в своих намерениях перекрыть кислород авиаотрасли России, пока неизвестно, тем более что санкционный пакет постоянно меняется. Так, вечером 25 февраля стало известно о намерении запретить российским авиакомпаниям и лизинг самолётов. Консультации с крупнейшими лизингодателями на эту тему уже идут.
Как сообщает Коммерсант со ссылкой на источник в отрасли, лизингодатели борются за возможность сохранить в силе действующие договоры и распространить запрет только на будущие поставки. Предполагается, что российские авиакомпании не смогут быстро найти обходные варианты. “Конечно, на «кукурузники» мы все не пересядем. Но последствия заметим если не сразу, то через какое-то время”, – прокомментировал Tourdom.ru один из экспертов.
Другой специалист заметил, что в мире нарастает кризис авиаперевозок, пассажиропоток снижается, поэтому у российских перевозчиков нет острой необходимости в расширении парка самолетов. Он также призывает не торопиться с оценками, поскольку “сейчас информационное пространство перенасыщено эмоциями”. К тому же решения сиюминутно принимают политики, а расплачиваться за них придется бизнесу. Ощутив экономические последствия, глобальные корпорации все равно будут продавливать свои интересы. И Россию вряд ли кто-то будет сбрасывать со счетов”.