Масштабный сбой в расписании авиакомпании Hainan Airlines на маршруте Москва – Хайкоу (Хайнань), связанный с последствиями супертайфуна «Яги», отразился не только на туристах, которые не могут своевременно отправиться на отдых, а и на тех, кто вынужден оставаться на китайском курортном острове в ожидании обратного вылета. Ближайший предварительно намечен только на среду, 11 сентября.
В туроператоре «ПАКС», у которого блок мест на рейсах Hainan Airlines Москва – Хайкоу, сообщили порталу TourDom.ru, что так как китайский перевозчик встал на маршрут совсем недавно, 26 августа, на его бортах по линии туроператора успели отправиться на Хайнань совсем немного туристов. Большинство летало рейсами «Аэрофлота» в Санью – аэропорт на юге острова, который не пострадал от тайфуна. Сейчас у «ПАКС» остаются на Хайнане всего несколько человек из тех, кто должны были вернуться с отдыха самолетом Hainan Airlines. «Туристов, которые не могут ждать обратного вылета из Хайкоу, мы готовы отправить в Москву российским нацперевозчиком из Саньи», – пояснила замгендиректора по маркетингу Любовь Чучмаева.
Ряд других туроператоров продают GDS-туры на рейсах Hainan Airlines (билеты бронируются под запрос в глобальных системах дистрибуции. – Ред.). Как рассказал нам гендиректор Izi Tour Константин Громов, у его компании остаются на острове примерно 10 туристов. Они прилетели в Хайкоу, но отдыхают на юге, в Санье. «Гостиницы были оплачены до 14:00 сегодняшнего дня по местному времени (до 09:00 по московскому). Авиакомпания должна была обеспечить размещение своим пассажирам на период задержки регулярного рейса, но она самоустранилась от решения вопроса. Сейчас нам приходится в индивидуальном порядке расселять людей по отелям, в том числе за свой счет – у некоторых уже закончились наличные деньги, которые они брали с собой на отдых, а российские банковские карты к оплате не принимаются», – поделился Константин Громов. По его словам, проблема еще и в том, что перевозчик не дает никакой информации о дате и времени вылета в Москву. Если о рейсе станет известно, например, за 5 часов, туроператоры могут попросту не успеть доставить туристов в аэропорт Хайкоу, до которого трансфер из Саньи занимает 3–3,5 часа. Кстати, самолеты в континентальный Китай из Хайкоу отправляются. Это наводит на мысль о том, что Hainan Airlines ставит в приоритет вывоз с острова местных туристов, а российским уделяет внимание по остаточному принципу.
Основатель юридического агентства «Персона Грата», вице-президент РСТ Георгий Мохов подтвердил порталу TourDom.ru: авиакомпания должна обеспечить своих пассажиров размещением в гостинице в случае задержки рейса, даже если она связана с природными катаклизмами, а также перелетом в указанный в билете пункт назначения. Эти обязанности установлены как российскими, так и международными правилами. Однако, как показывает судебная практика, в случаях обращения туристов с исками по поводу компенсации возникших убытков ответственность достаточно часто возлагается и на туроператора – если перевозка продавалась в составе пакетного тура.
Ранее мы писали о том, что некоторым самостоятельным путешественникам, прибывшим на Хайнань рейсами Hainan Airlines и застрявшим на острове из-за тайфуна, приходится ночевать в аэропорту Хайкоу в ожидании вылета на родину.