Испытательный полёт самого ожидаемого пассажирского лайнера России МС-21 откладывается на неопределённый срок. Изначально он планировался на декабрь 2016 года, потом – на февраль-март 2017-го и, по последней официальной информации от вице-премьера Дмитрия Рогозина и административного директора ИАЗа Сергея Говорухина, – на апрель этого года. Однако, по словам собственного источника TourDom.ru в Иркутском авиационном заводе, раньше лета первый полёт не состоится.
«Запуск, скорее всего, пройдёт летом – и то хорошо, если летом… Крыло полностью не прошло проверку на прочность, дорабатывают. Ещё двигатель не запускали, с ним тоже проблемы могут быть. Да и так, много что по мелочи», – рассказал собеседник TourDom.ru.
Отметим, что о проблеме с крылом 4 апреля написали также «Известия». По информации СМИ, при 100 %-ной нагрузке по нему пошли трещины. По мнению ученых, это не является существенной проблемой и машину можно запускать без максимальной взлётной массы, но авиазавод решил всё-таки усилить крыло.
Полугодовая задержка с первым полётом может сказаться и на заказчиках самолётов, которые должны пополнить парк осенью 2018 года. Авиакомпании, среди которых «Аэрофлот», Red Wings, UTair и другие, заключили твёрдые договоры на 175 машин. Ещё на 100 самолётов иркутская корпорация имеет портфель мягких заказов. По мнению исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, все понимали, что новый проект – это обычно риск изменений по срокам. Кроме того, МС-21 ещё ожидает всегда непредсказуемая сертификация.
«Перевозчики, выступающие стартовыми заказчиками в новых проектах, предполагают, что сроки могут сдвигаться. «Аэрофлот» в своё время одним из первых заказал Аэробус 350 и Боинг 787, но производители не смогли выдержать сроков поставки. Однако из-за задержки контракта, подписанного в прошлом десятилетии, авиакомпания не испытала особых проблем – об этом говорят её финансовые показатели. Конечно, самолёт МС-21 с композитным крылом – знаковый продукт, обещающий эксплуатанту большие выгоды, но, с другой стороны, «Аэрофлот» и так имеет большой парк среднемагистральных машин с небольшим возрастом. В случае же нехватки они всегда могут пересмотреть график получения других самолётов или законтрактовать иномарки», – говорит эксперт.
У UTair, по словам специалиста, также не будет проблем с флотом: компания стабилизировала финансовое предложение и вполне может рассчитывать на привлекательные условия со стороны лизинговых компаний. Что касается Red Wings, то собственник рассматривает компанию как инструмент поддержки продаж новых российских лайнеров на внешний рынок: предполагается, что перевозчик будет отдавать свои МС-21 в мокрый лизинг.
В целом, заключает эксперт, авиакомпаниям важны самолёты как таковые, а не конкретно МС-21. На рынке у иркутского проекта достаточно конкурентов, и запустить контракты с другими производителями не составит труда.
Напомним, что пассажирский лайнер МС-21 представили 8 июня 2016 года на Иркутском авиазаводе. По оценке разработчиков, самолёт позволит снизить эксплуатационные расходы на 12–15 % по сравнению с другими машинами в своём классе. Базовой версией самолёта является МС-21-300 вместимостью 180–200 мест, кроме того, предполагается запуск в производство МС-21-200 вместимостью 150 мест, а также МС-21-400, вмещающего более 200 пассажиров.