Накануне окончательного запуска «Электронной путевки» (ЭП) для зарубежных туров туроператор Библио-Глобус объявил турагентам о новых условиях сотрудничества. С 1 декабря вступает в силу договор, ключевые тезисы которого вызвали бурное обсуждение как среди представителей розницы, так и среди туроператоров. Редакция решила разобраться в причинах и последствиях.
Перечислим главные изменения.
– С 1 декабря турагенты обязаны заключать договоры с туристами только по ценам туроператора.
– Датой заключения договора с клиентом считается дата поступления полной оплаты туроператору с расчетного счета турагента.
– Агентское вознаграждение составляет от 5 до 7% в зависимости от объема продаж и более не удерживается турагентством самостоятельно, а выплачивается ему туроператором в течение 5 рабочих дней с даты согласования отчета турагента.
– При оплате наличными, картой и через терминалы агентское вознаграждение начисляться не будет.
В телеграм-канале для специалистов «Крыша ТурДома B2B» появились сотни комментариев. Дискуссия развернулась вокруг пункта о выплате комиссии на основании отчета турагента, так как меняется устоявшийся десятилетиями принцип работы. В соответствии с ним розничная компания перечисляет полную стоимость тура Библио-Глобусу, а вознаграждение за работу получает после того, как услуга туристу оказана. «Таким образом, туроператор сможет показать в “Электронной путевке” реальную стоимость проданного тура», – комментируют специалисты. Скептики считают, что турагентам переход на такую систему невыгоден и неудобен, они предпочтут других туроператоров. Но не все с этим согласны. Комментаторы в телеграм-канале напоминают, что Библио-Глобус имеет исключительные позиции на рынке, так как формирует турпакеты в основном на брендовой перевозке «Аэрофлота». Сейчас, когда количество чартерных бортов сократилось, такое партнерство еще более актуально, чем прежде. «С БГ работают все!» – написал один из участников обсуждения. И действительно, туроператор не только расширил охват агентского рынка, но и за последние год-два повысил лояльность розничных партнеров.
Появилось предположение, что, пользуясь этим, Библио-Глобус стремится к системе, при которой деньги за туры вообще пойдут мимо турагентов сразу на его счет. «Их цель – физики напрямую». Но источник в самом Библио-Глобусе это опроверг: «Мы просто выполняем требования закона об “Электронной путевке”» (ЭП).
Такого же мнения придерживается и основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов: «Очевидно, что туроператор устанавливает такой режим бронирования и платежей, чтобы максимально обезопасить себя от неполных или некорректных расчетов по договору, недостоверной информации, избежать расхождения в цене договора и ЭП. Насколько такие условия будут комфортны агентам, покажет время».
Юрист Игорь Косицын в своем телеграм-канале поставил под сомнение юридическую корректность некоторых пунктов нового договора Библио-Глобуса, но не исключил, что его примеру последуют другие туроператоры. По его словам, БГ прощупывает почву, сохраняя себе возможность отступления: «Недаром об изменениях объявили 14.11, а вступают в силу они почему-то не 15.11, а 1.12. Есть время проанализировать реакцию рынка».
TourDom.ru обратился к туроператорам – конкурентам Библио-Глобуса для выяснения их оценки ситуации. Официально на запрос редакции ответили только в «Интуристе»: «Подобные условия вводить не планируем». По словам представителя компании, изменения касаются пока только обязанности агента передавать туроператору ФИО заказчика, полную сумму тура («брутто») и другие данные, которые тот обязан вносить в «Электронную путевку». Кроме того, запрещается продавать тур по другой цене, «как делают некоторые мошенники и скидочники».
В других туроператорах «для понимания» нашему корреспонденту говорили, что следят за реакцией розничного рынка на инициативу Библио-Глобуса, сами же пока не спешат предпринимать каких-либо резких движений, особенно в преддверии новогодних продаж. Кроме того, нам подтвердили, что основные крупные туроператоры неоднократно обсуждали между собой изменения, продиктованные «Электронной путевкой», но договорились пока сосредоточиться на тестировании информационной системы и постепенной технической адаптации агентов. Путь Библио-Глобуса в одной из туроператорских компаний назвали «уж очень радикальным». Наш собеседник перечислил причины, почему его компания не спешит последовать примеру первопроходца.
– Вариант возврата комиссии на основании отчета турагента создаст повышенную нагрузку на туроператорскую бухгалтерию.
– Туроператору, который покажет слишком большие объемы продаж в «Электронной путевке», придется увеличить объем фонда персональной ответственности в «Турпомощи». Сейчас он должен составлять 7% от общей цены турпродукта за предыдущий год и не имеет верхнего предела – этот лимит пока только пытаются пролоббировать.
– Безналичные платежи с расчетного счета обходятся турагентам дороже, а значит, снизят доход агентств.
Видимо, по этим же причинам другие туроператоры всячески оттягивают момент, когда им придется сделать решительный шаг к новому договору с турагентами, исходя из требований «Электронной путевки». Наблюдатели не исключают, что, несмотря на введение информационной системы, на рынке еще долго сохранится возможность работы без передачи сведений в ЭП.