После того как стало известно о решении Airbnb остановить работу в России, аналогичные действия предпринял другой иностранный ресурс, Booking.com.
Как убедился корреспондент TourDom.ru, на сайте, а также в мобильном приложении исчезла возможность забронировать размещение на территории России.
При этом еще днем сервис без каких-либо проблем позволял зайти в личный кабинет и забронировать отель с возможностью рассчитаться при заселении. Но ранее пользователи заметили, что в тех случаях, когда для бронирования требовалось ввести данные карты и оплатить проживание сразу, сервис выдавал ошибку. По отзывам собеседников TourDom.ru, платежи не проходили с карт, выпущенных Альфа-Банком, Сбером.
В пресс-службе Booking.com не ответили на вопросы нашей редакции о дальнейших планах в России.
Судя по сообщениям предпринимателей, которые пользуются услугами Booking.com, до того как убрать все российские предложения, компания прекратила принимать платежи с использованием российских банков, попавших под санкции.
«С утра 4 марта они отключили некоторые объекты с оплатами непосредственно на сайте. Забронировать можно было только отели, которые в настройках установили оплату на стойке ресепшен. Специалисты Booking.com пообещали, что за февральские и мартовские бронирования рассчитаются с нами в ближайшее время, так как наш банк не попал под санкции. Мы начали обзванивать всех, кому предстоит заезд по брони с “Букинга”, и переводить туристов на альтернативные системы оплаты – через сайт нашей компании. Это связано с тем, что у большинства указаны реквизиты банковских карт, попавших под санкции. Позднее я и коллеги получили от “Букинга” форму, которая позволяет возобновить прием бронирований через их сайт, но не сразу, а после того как ее рассмотрят. Так что ситуация меняется каждый час», – рассказала TourDom.ru Дарья Ковалевская, основатель SokromaGroup, управляющая сетью мини-отелей и гостевых домов.
Сооснователь сообщества Travel Startups Леонид Пустов считает, что, несмотря на популярность Booking.com, альтернатива ему есть. Заменить этот сервис могут российские аналоги, например Ostrovok и Bronevik. В качестве вариантов для поиска и апартаментов он назвал Tvil.ru, Суточно.ру. И конечно же, многие предпочтут пользоваться сайтами отелей.
«Уже сейчас в среднем около четверти онлайн-бронирований происходит на сайте отелей, и доля "прямых" клиентов только будет расти. Если Booking останется на рынке, то, скорее всего, компания перейдет на модель работы, когда гость платит в отеле, а отель осуществляет выплату комиссии за привлечение Booking. Кажется, что такая модель наименее подвержена возможным ограничениям», – сказал Леонид Пустов.
Председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Стамбульникова уверена, что от прекращения работы Booking.com в России сильнее всего пострадают отели, которые ранее в основном работали с иностранными туристами и делали ставку только на этот канал продаж.
Они оказались в ловушке: «Я всем отельерам говорила: не завязывайтесь на иностранные платформы! Надо развивать свой сайт и свои соцсети. Да, это сложнее, требует времени, но в итоге обходится дешевле. Кроме того, это будет ваш личный контент, вы ни от кого не зависите». По ее словам, отельерам стоит пользоваться услугами отечественных систем бронирования и туроператоров, не поддерживать деньгами иностранные ресурсы, особенно из стран, вводящих санкции против России.
Уход Booking.com может иметь и положительные последствия для рынка. Например, известно, что этот сервис тратит огромные деньги на рекламу в интернете – его предложения практически всегда оказываются на первых строчках в поисковых системах. «Подешевеет контекстная реклама, так как рынок покидают сильные агрегаторы с большими бюджетами. Для отельеров это поле возможностей», – отметила Дарья Ковалевская. Она добавила, что заметила рост посещаемости сайта своей компании – за день она увеличилась на 18%.
Кроме того, иностранный сервис берет с российских отелей большую комиссию – от 15 и до 30%. Теоретически его уход дает ресурс для снижения цен. Впрочем, рассчитывать на это вряд ли стоит, так как деньги придется вкладывать в рекламу. Надо также учитывать, что рынке в итоге всё решает баланс спроса и предложения. На черноморских курортах это соотношение явно не в пользу клиентов.
Напомним, в 2020 году, реагируя на обращение объединения предпринимателей «Опоры России», Федеральная антимонопольная служба установила, что Booking.com занимает до 70% рынка индивидуальных бронирований. При этом компания злоупотребляет своим положением, запрещая отельерам ставить на своих сайтах цены ниже, чем на Booking.com В сочетании с высокой комиссией это ограничивает конкуренцию и уменьшает возможность привлекать клиентов за счет спецпредложений где-либо, кроме как на Booking.com. Разбирательство закончилось штрафом в размере 1,3 млрд руб. со стороны ФАС. Иностранный сервис неоднократно пытался оспорить это решение, но неудачно.