Пока Росавиация принимает трудное решение – лишать или нет авиакомпанию «Траснаэро» сертификата эксплуатанта, пока банки обсуждают возможность создания из парка проблемного перевозчика нового авиаотряда, директор «Аэрофлота» Виталий Савельев, уже анализирует будущее рынка без участия в нем своего бывшего конкурента.
Впрочем, в своем интервью газете Коммерсант от 12 октября, Виталий Савельев, заявил, что не считает «Трансаэро» соперником: «Так сложилось, что на российском рынке у «Аэрофлота» нет конкурентов. Если в 2009 году мы еще как-то могли говорить о «Трансаэро», как о конкуренте, то с 2011 года мы ушли в отрыв».
Однако внимание экспертов турбизнеса в обширном интервью Виталия Савельева больше привлекли его рассуждения на тему ценообразования. Вот, например: «Демпинга не будет точно… Уход «Трансаэро» оздоровит рынок и частично компенсирует 40% избытка емкостей, но глобально проблема останется. Аналитики еще год назад говорили о том, что из-за кризиса 20-30% пассажиров, которых в прошлом году перевезли российские авиакомпании, вообще перестанут летать. Это так называемые одноразовые пассажиры. То есть рынок перегружен предложением емкостей перевозчиков».
Эти слова Виталия Савельева наблюдатели «прочитали между строк», и увязали с направленностью переговоров аэрофлотовского менеджмента «Трансаэро» и основного заказчика рейсов – «Библио Глобуса». Раз глава нацперевозчика назвал «Трансаэро» Плешаковых основным распространителем демпинга, значит, если «Аэрофлот» и продолжит сотрудничество с «Библио Глобусом», то только на условии недемпинговых, читай – нерыночных цен. Согласится ли на это массовый туроператор? Вопрос – риторический.
Второй важный момент касается «одноразовых пассажиров», тех самых 20-30% граждан, которые воспользовались услугами авиакомпаний из-за заниженных цен и уже не вернутся в качестве клиентов. Наблюдатели допускают – именно этих пассажиров Виталий Савельев относит к целевой группе «Библио Глобуса», тем самым оправдывая действия своего менеджмента, направленные на подрыв деятельности крупного туроператора, и не особо заботясь о том, чтобы использовать генерируемый туроператором поток. Напомним: пока перевозчик подтверждает «Библио Глобусу» выписку билетов только на ближайшие даты – до 15 октября. Разрешение на глубину продаж (до 15 декабря) есть только по трем маршрутам, и те с вылетом из Москвы.
Еще один тревожный сигнал в своем интервью глава нацперевозчика дал владельцам и кредиторам других авиакомпаний. Приводим цитату: «На комиссии под председательством Игоря Шувалова я сказал, что необходимо ставить вопрос о финансовом оздоровлении тех компаний, которые находятся в четвертой группе риска Росавиации по финансово-экономической устойчивости. Если эти компании неплатежеспособны, не платят за керосин и, видимо, на всем экономят, в том числе на безопасности, то уже нужно задуматься о том, кто будет перевозить их пассажиров».
Единственный перевозчик, которому, по мнению Виталия Савельева, можно работать по низким ценам – «аэрофлотовская дочка» «Победа». Свою позицию он заявил, как говорится, открытым текстом: «Чтобы билет был дешевым, для этого должны быть основания и мотивы. Сегодня ни у кого из игроков рынка таких оснований нет. Минимальный уровень цен билетов для рынка — это цены лоукостера «Победа», поскольку компания экономит на всем. Если цена ниже этого уровня, значит компания летает себе в убыток».