Промежуточные результаты опроса в тг-канале «Крыша ТурДома» показывают: более половины его участников считают оправданным предложение автоматически блокировать багажные полки в случае ЧП в самолете.
Соответствующую идею накануне высказали общественники. Тот факт, что у предложения оказалось немало сторонников, объясним: по всей видимости, это эмоциональная реакция на публиковавшиеся в соцсетях многочисленные видео с места недавней жесткой посадки лайнера SSJ 100 в турецкой Анталье. Некоторые пассажиры спасали не только себя, но и свою ручную кладь, замедляя тем самым эвакуацию с борта воздушного судна и делая ситуацию еще более опасной.
Между тем специалисты в области авиации считают не выдерживающей критики идею оснастить полки в салонах самолетов автоматическими замками. Дело даже не в том, что реализовать это технически непросто и дорого: любые изменения в конструкции лайнеров требуют согласований и сертификации, причем отдельно для каждого типа воздушного судна. Основная причина – эвакуация в случае ЧП непредсказуемо осложнится. Ведь нет никакой гарантии, что среди пассажиров не найдется тех, кто любой ценой – вплоть до попыток взломать закрытые полки – будет пытаться достать свою ручную кладь. Это приведет к сумятице на борту, организованно и быстро выйти из самолета станет невозможно. Кроме того, именно на багажных полках хранятся аптечки, доступ к которым окажется перекрыт.
Кстати, во времена СССР в салонах советских самолетов предусматривались лишь небольшие полочки, все вещи полагалось сдавать в багажный отсек. Нынешняя модель авиаперевозок кардинально отличается от прежней – появились безбагажные тарифы, есть чемоданы cabin size, которые по размерам подходят для размещения на полках. Вернуться к прежней практике сейчас вряд ли возможно. Новая схема уже прижилась в гражданской авиации, да и вряд ли найдутся желающие сдавать в багаж свои дорогостоящие гаджеты, ноутбуки и т. д.
Пожалуй, единственный способ снизить риски для пассажиров при нештатных ситуациях на борту – терпеливо разъяснять правила эвакуации, размещать больше информационных материалов по этой теме в карманах кресел, активнее пропагандировать осознанное поведение в случаях ЧП.