У турагентов нередко возникают вопросы, нужно ли при подписании договора о реализации турпродукта брать у туристов согласие на обработку персональных данных (ПД). Тему подняли в чате для профессионалов турбизнеса «Курилка ТурДома» и пришли к выводу, что законом такая обязанность не предусмотрена.
«Согласие на обработку персональных данных от агентов требуют туроператоры. Договоры, реализуемые юристами агентам, также включают приложения с согласием на обработку персональных данных», – рассказала TourDom.ru инициатор дискуссии, турагент Оксана Антохина.
В то же время укоренившаяся практика получения согласия на обработку ПД от заказчика (а тем более, от каждого участника тура) для исполнения договора реализации турпродукта – результат неверного толкования закона. Об этом говорит недавнее апелляционное определение Верховного суда Башкортостана и официальный ответ Роскомнадзора, который пришел турагентам.
В ведомстве, в частности, ссылаются на положения Федерального закона «О персональных данных» (152-ФЗ), которые устанавливают случаи, когда возможна обработка персональных данных без получения согласия субъекта (пункты 2–11 ч. 1 ст. 6 152-ФЗ). Договор о реализации турпродукта относится к таким случаям. «Поскольку согласие должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным, то должно указывать на всех участников, оказывающих услуги (туроператоры, поставщики, DMC, отели, авиакомпании, страховые и т. д.) с их адресами, юридическими названиями и прочими необходимыми реквизитами – тогда согласие было бы составлено верно. Поэтому публикуемые образцы согласий для нас не только излишни, но и составлены неверно», – отмечает Оксана Антохина.
Юристы поддерживают такую позицию. «Вся информация, которая требуется для целей заключения и исполнения договора, а также исполнения требований законодательства, может браться без согласия. К примеру, объем сведений, который турагент берет для целей передачи их туроператору для внесения в ГИС “Электронная путевка”, достаточно обширен, и согласие на это не нужно. И для подтверждения турпродукта обычно требуется плюс-минус аналогичный объем сведений. Если же туроператор требует что-то еще, то нужно смотреть предметно, что именно и какие есть на это основания», – прокомментировала юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская. В то же время на все дополнительные сведения и действия требуется согласие со стороны туриста, например на хранение данных в системе турагента, на рассылки и так далее: «И это согласие не может быть частью договора, оно должно быть отдельным, и в нем должны содержаться все элементы».
При этом, как отмечает юрисконсульт, магистр гражданского права Сергей Сергиенко, получение согласия на обработку персональных данных «на всякий случай, чтобы себя обезопасить» является порочной практикой: «Так как, если получение такого согласия не будет соответствовать закону, но будет иметь привязку к договору о реализации турпродукта, то такие действия могут вызвать интерес уже Роспотребнадзора как условия, ущемляющие права потребителя». Т.е. при принятии турагентом решения о том, получать ли согласие на обработку персональных данных и в каком виде, зависит не только от позиции Роскомнадзора, но также следует учитывать требования Роспотребнадзора, полагает юрист.
Ранее TourDom.ru писал, что в ходе дискуссий на II Международном конгрессе туроператоров в Минске участники рынка раскритиковали изменения понятия турпродукта – ключевого в отраслевом законе. Предложение президента РСТ и руководителя туроператора «Алеан» Ильи Уманского не поддержали ни туроператоры, ни турагенты, ни страховщики.