С 20 июня вступили в силу поправки, касающиеся деятельности судебных приставов. Ранее запрет на выезд за границу, наложенный на должника, снимался только по решению пристава. Теперь, если турист узнает о своей задолженности непосредственно в аэропорту и оплатит ее перед вылетом, ограничения должны быть сняты автоматически.
Турагенты рассказали TourDom.ru, что подобные проблемы нечасто, но возникают. «Турист может не подозревать, что есть некий долг, препятствующий выезду за рубеж», – говорит Дарья Щербакова (сеть турагентств «Розовый слон»). Все штрафы могут быть оплачены, но информация застряла на каком-то этапе и в базе человек значится должником. «В масштабах авиакомпаний это на самом деле не такая уж редкая ситуация, – говорит представитель крупного перевозчика Светлана. – В доковидные времена дня не проходило, чтобы хотя бы человек пять не осталось "на берегу". То ли правда заплатили, но в базе изменений не произошло, то ли лукавили».
Решить проблему оперативно было невозможно, ведь оплатить недостаточно. Надо чтобы пристав снял ограничения и информация дошла до погранслужбы. «В таких случаях при хорошем раскладе турист теряет сутки или двое от забронированных дней отдыха», – рассказывает турагент Валентина Харитонова.
Сейчас такие ситуации возникают реже, потому что в турагентствах предупреждают клиентов о заблаговременной проверке задолженностей.
«Если процесс действительно автоматизируют, то со всех участников туристического правоотношения снимутся ненужные риски. – говорит юрист Мария Чапиковская. – Однако как это будет работать, мы увидим только на практике, поскольку остаётся вопрос взаимодействия между ФССП и ФСБ».
Корреспондент TourDom.ru позвонил на горячую линию ФССП, чтобы уточнить, действительно ли теперь можно не проверять наличие задолженностей на сайте ведомства и смело направляться в аэропорт. Однако переключения на оператора кол-центра дождаться не удалось.