«В четверг, 3 сентября, правительство поддержало директиву Минэкономразвития, которое рекомендовало представителям государства в совете директоров «Аэрофлота» приобрести 75% плюс одна акция «Трансаэро» по цене не более 1 руб.» – сообщил вчера поздно вечером РБК. Покупателем должен выступить либо сам «Аэрофлот», либо его «дочка» «Аэрофлот-финанс». При этом Минэкономразвития настаивает на том, чтобы сделка была закрыта уже в течение сентября 2015 года, а «контроль операционной деятельности» со стороны «Аэрофлота» начался до 7 сентября.
Почти синхронно с Минэкономразвития пресс-служба нацперевозчика распространила релиз о результатах совещания своего совета директоров, в котором говорится: «Совет директоров «Аэрофлота» принял решение о «необходимости вовлечения» в мероприятия по санации «Трансаэро», учитывая фактор высокой социальной напряженности и крайне сложное финансовое положение этой компании».
Менеджменту «Аэрофлота» поставлена задача обеспечить выполнение следующих обязательств: перевозка пассажиров, оплата услуг аэропортов и ТЗК, выплата заработной платы персоналу.
Минэкономразвития считает, что эта сделка приведет к сокращению избыточных провозных емкостей на рынке авиаперевозок и стабилизирует ситуацию в авиаотрасли.
Таким образом, менее чем за неделю правительство и руководство «Аэрофлота» успели сделать все для того, чтобы запустить процедуру поглощения «Трансаэро» «Аэрофлотом» и определить основные векторы деятельности. Нет сомнений, что высокий темп реализации решений сохранится и в ближайшее время. Обращает на себя внимание терминология – в обоих заявлениях говорится о санации компании, означающей систему мероприятий по улучшению финансового положения предприятия. При этом заявление о сокращении избыточных провозных емкостей косвенно подтверждает ранее высказываемую экспертами версию о том, что «Аэрофлот» попытается избавиться от устаревшей части авиапарка своего бывшего конкурента. Что будут делать с ним лизингодатели – вопрос.
То, что сделка должна состояться уже в сентябре, а с 7-го числа представители нацперевозчика возьмут на себя контроль операционной деятельности – новость скорее хорошая, чем плохая. Каждый день затянувшегося безвластия в масштабах «Трансаэро» будет приносить перевозчику новые убытки, появление ясности успокоит потребителей.
Что же касается спокойствия представителей турбизнеса, то для его достижения, стоит опираться на ту часть сообщения Минэкономразвития, в котором перечисляются приоритеты нового менеджмента на переходный период – первым пунктом стоит задача выполнения перевозки пассажиров. Аэрофлот также осознает «фактор высокой социальной напряженности», поэтому наверняка ответственно отнесется к выполнению поручения правительства.