В пятницу Минэкономразвития опубликовало на портале правовой информации проект постановления о внесении изменений в Правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Речь идет о введении в российских отелях невозвратных тарифов. Новая норма должна вступить в силу с 1 марта 2025 года.
Новость сопровождается предположениями СМИ, что услуги гостиниц на внутреннем рынке станут доступнее. Так ли это?
«Невозвратное бронирование – вид бронирования, предусматривающий удержание исполнителем уплаченной ему платы (в полном объеме или в части) при отказе от бронирования или незаселении потребителя в средство размещения», – говорится в документе. Потребитель до заключения договора вправе выбрать, какой вид бронирования он предпочитает.
Проект был подготовлен и отправлен в Минюст еще в июле, сейчас же в документе уточнили, при каких обстоятельствах туристу можно будет вернуть средства, если он забронировал отель по невозвратному тарифу. Среди них – болезнь самого туриста или его близкого родственника, включенного в бронирование, смерть члена семьи или близкого родственника туриста, а также введение режима ЧС либо в месте расположения отеля, либо на всей территории России, призыв на военную службу по мобилизации или по контракту.
Предположения, что невозвратные тарифы приведут к улучшению условий для туристов или даже снижению цен, в основном рождаются из комментариев к теме от самих отельеров. Например, в Cosmos Hotel Group агентству «Интерфакс» заявили: отельеры смогут обеспечить более доступное проживание для гостей, которые уверены в своей поездке. И это полная правда, однако есть нюанс: де-факто невозвратные тарифы давно существуют в гостиничном бизнесе, еще со времен появления в нашей стране Booking.com. По оценке эксперта Оксаны Тоненьковой, не менее 70% отелей, представленных на площадке Svoy-hotel.ru, работают по таким тарифам. Как правило, это сетевые объекты размещения, крупные или небольшие гостиницы, иногда и санатории. Стоимость проживания по невозвратному тарифу обычно на 15–20% дешевле, чем при бронировании, предполагающем отмену заявки и возврат денег.
Так что новое постановление принципиально ничего на рынке не изменит, но узаконит сложившуюся практику и улучшит экономику компаний гостиничного бизнеса.
Отельерам не придется возвращать деньги туристам, которые заказали невозвратный тариф по сниженной цене, но не воспользовались услугой. Как говорит руководитель проекта «Свой ТС» Сергей Войтович, таких случаев в процентном соотношении немного, но все же они есть, и вокруг них возникают конфликты.
Еще один важный момент: в большинстве случаев размещение по невозвратным тарифам оплачивается гостями заранее. Когда постановление вступит в силу, отели смогут рассчитывать на гарантированный объем предоплат.
Нельзя исключать, что после изменения правил оказания гостиничных услуг гостиницы будут активней разъяснять выгоды приобретения номеров с возможностью возврата денег и тем самым поднимут себе средний чек.
Ранее TourDom.ru писал о предложении Альянса туристических агентств не наказывать туристов за отказ от брони, если до заезда в отель осталось две недели. Однако аргументы общественной организации в проекте постановления не учтены.