Пандемия коронавируса, уходы с рынка туроператоров и центров бронирования, другие катаклизмы в туризме приучили многих турагентов работать «вбелую» – «следить за договорами, бить чеки, смотреть, чтобы страховка была в порядке». Таким наблюдением на условиях анонимности с TourDom.ru поделился турагент.
Обсудить тему мы предложили участникам телеграм-чата «Источники ТурДома» – ожидаемо она вызвала оживленную дискуссию и даже споры. Кто-то согласился, что тенденция налицо – некоторым представителям розничного туррынка стало понятно, что работать «вбелую» безопаснее: «Просто в случае судебного разбирательства у агента будут документы в порядке и меньше претензий к нему. Если гневному туристу показать, что агент всё оплатил со счета, то он может и не подать в суд, а решить спор переговорами».
Многие комментаторы заметили, что и до пандемии выполняли все условия. «Благодаря этому нам удалось сохранить спокойствие и выйти без единой судебной претензии. Вот чек, вот платежное поручение, вот налоги. Прозрачность дает уверенность в своей правоте», – считает Юлия Раджабова, коммерческий директор франчайзингового турагентства ANEX Tour, а также администратор и сооснователь группы в Фейсбуке для профессионалов туризма «Острова и Мы».
Ни в коем случае не призывая к уходу в «серый» рынок, многие турагенты выразили сомнения по поводу преимуществ тех, кто исправно «платит налоги». «Если уж речь зашла о защищенности, то перевод по номеру телефона через Сбербанк для турагента значительно безопаснее, чем оплата через кассу»; «Как будто все эти чеки спасут, если туроператор обанкротится», – скептически комментируют участники обсуждения.
В каких-то вопросах стали более внимательнее не только турагенты, но и их клиенты. По словам руководителя подмосковной компании «Дешево Тревел» Александра Руднева, туристы больше интересуются страховками от невыезда и старательно изучают условия, связанные с ковидом». Подтянули свои знания в этих вопросах директора и менеджеры турфирм. «Теперь постоянно обговариваем с туристом и в договоре отдельным пунктом выделяем и в приложении прописываем информацию о страховке. Раньше такой акцент мы, естественно, не делали. Теперь знакомы со всеми страховыми программами и пакетами», – рассказывает руководитель компании «Агентство путешествий “Мир на ладони”» Юлия Дубицкая.
Впрочем, по-прежнему много туристов, готовых наступать на одни и те же грабли. «Я тоже думала, что клиентам после пандемии наконец-то станет важно проверять договоры, чеки. Ведь половина тех, кто оформлял возвраты за несостоявшиеся туры, потеряли документы. И эти же люди сейчас с удивленным вопросом: “А зачем нам это все?”» – комментирует Наталья Виноградова, руководитель турагентства «Таля Тревел» (Тверская область).
По мнению директора пермской компании «Креа-Тур» Веры Волеговой, в любом случае, чем больше внимания будет уделяться таким формальностям как со стороны турагентов, так и со стороны туристов, тем лучше. «Но надежда, что суровые условия – банкротства туроператоров, пандемия – уведут с рынка недобросовестных агентов, у меня давно пропала», – присоединяется она к лагерю скептиков.