Вице-премьер Дмитрий Чернышенко 26 ноября дал несколько поручений в связи с остановкой деятельности туроператора «Музенидис Трэвел», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на неназванный источник. В частности, главам Ростуризма, Минфина и Минэкономразвития необходимо до 2 декабря «проработать вопрос» повышения эффективности механизмов возмещения убытков, возникающих у туристов при банкротствах туроператоров. В такой же срок Ростуризму, МИДу, Минэкономразвития, Министерству транспорта и Роспотребнадзору нужно внести предложения по защите прав и интересов потребителей услуг, пострадавших в результате прекращения деятельности «Музенидис Трэвел». А до 17 декабря главам Росфинмониторинга, МВД, ФНС и Ростуризма предстоит проанализировать финансовую деятельность юрлиц проблемного туроператора и «принять меры по защите прав и законных интересов потребителей туристских услуг».
Чем это поможет клиентам «Музенидис Трэвел», которые сейчас обращаются в страховую компанию «ТИТ», пока не совсем понятно. Но можно предположить, что упоминание МИДа предполагает попытки добиться ответа со стороны официальных структур Греции. Ранее в Ростуризме сообщили, что у российского «Музенидиса» образовались долги перед туристами, так как уплаченные за туры 18 млн евро «были переведены в центральный офис турхолдинга, после чего "пропали"». В связи с этим глава Ростуризма Зарина Догузова упрекнула греческих коллег в бездействии.
Что касается анализа финансовой деятельности и «повышения эффективности механизмов», то стоит отметить – это уже не первый случай, когда правительство пытается найти виноватых и отрегулировать вопросы компенсаций убытков. В августе 2014 года на серию банкротств туроператоров отреагировал занимавший тогда кресло премьера Дмитрий Медведев.
В результате несколько руководителей разорившихся туроператоров надолго оказались под домашним арестом. Причем покарали даже тех, к кому не было претензий со стороны туристов. Был внесен ряд поправок в отраслевой закон. Для туроператоров, работающих на рынке выездного туризма, увеличили минимальный размер финансового обеспечения до 50 млн руб., обязали их формировать фонды персональной ответственности в «Турпомощи». Кроме того, в 2014–2015 годах за полмиллиарда рублей была разработана, но так и не внедрена система «Электронная путевка», цель которой – дать Ростуризму возможность соотносить размер фингарантий с суммой проданных туров.
Законопроект, который обязывает туроператоров пользоваться системой, принят в первом чтении еще в мае прошлого года и с тех пор находится на этапе подготовки ко второму. Камнем преткновения, как мы неоднократно сообщали, стали поправки, согласно которым появится гарантийный фонд, формируемый из отчислений с каждого проданного тура. Этот вариант меняет всю систему обеспечения ответственности, фактически делая необязательными фингарантии и платежи в «Турпомощь», и потому стал объектом критики со стороны РСТ, а также самой «Турпомощи».
Между тем опыт 2014 года показал, что косметическими доработками действующего закона и «посадками» руководителей туроператоров туристов не защитить. Нужны другие меры, поэтому крах «Музенидис Трэвел» может не только ускорить застопорившийся процесс законотворческой деятельности, но и привести к появлению новых инициатив.
Недавно о своей позиции напомнил Всероссийский союз страховщиков. Как и год назад, он вновь поддержал идею внедрения электронной путевки и создания солидарного гарантийного фонда, предложив на первом этапе наполнить его средствами из фондов персональной ответственности «Турпомощи». Кстати, одновременно усилилась критика этой организации, Владимиру Путину жалуются на ее бездействие, хотя основная задача «Турпомощи» – это вывоз туристов из-за границы и функционал ассоциации не предполагает моментальных выплат.
Вопрос о том, кто будет контролировать новый фонд в случае его создания, остается открытым – законопроект оставляет выбор за правительством. Но пока, судя по прописанным формулировкам, наиболее вероятным претендентом считают АО «Национальные туристские технологии». Именно эта структура, подконтрольная концерну «Ростех», назначена оператором электронной путевки, подготовила ее к эксплуатации и 18 марта провела презентацию.
Система будет аккумулировать информацию о проданных турах и повысит прозрачность рынка. Однако эксперты предупреждают – этого недостаточно. Чтобы защитить туристов, государству нужно наладить контроль за платежами и объемами продаж. В противном случае часть транзакций по-прежнему останется вне учета. Государству уже удалось решить проблему в банковской и страховой сферах, остается надеяться, что это получится сделать и в туризме.