Глава Минэкономразвития Максим Решетников предложил Минтрансу проанализировать ситуацию с «золотыми авиабилетами». Как сообщает РБК, это произошло на сегодняшнем совещании в Координационном центре правительства, посвященном подготовке к туристическому сезону. Решетников обратил внимание на несоответствие прогнозов. Минэк ожидает рост турпотока в 2023 году на 5,2% (или 7,3 млн человек), в то время как транспортное ведомство предупреждает о снижении пассажирского авиатрафика на ключевых внутрироссийских направлениях на 15–20%.
Решетников попросил глав регионов и Министерство транспорта проанализировать эту ситуацию и «дать замечания». При этом Минтрансу предложено уделить внимание доступности авиаперелетов. «Говорить о том, что у нас 84% загрузки, места есть – 15% – и пусть люди летают, – это немножко лукавство, потому что при динамической модели ценообразования это будут золотые билеты, которые люди просто не смогут себе позволить», – цитирует издание Решетникова. По мнению министра, заполняемость авиарейса на уровне 60–70% позволяет его окупить. Поэтому глава Минэка призвал напомнить перевозчикам, что, хотя они и являются коммерческими предприятиями, за субсидиями и дотациями они обращаются к государству.
«Понятно их желание заработать прибыль, мы всячески это приветствуем, но прибыль должна зарабатываться за счет массовой доступной услуги, не за счет допродажи 5% оставшихся кресел на борту за космические деньги», – заявил министр.
По информации ТАСС, на том же совещании замминистра транспорта Игорь Чалик предупредил о предстоящем росте цен на авиабилеты на 15–30%. Это связано со снижением объемов субсидирования со стороны государства (в прошлом году на поддержку авиакомпаний потрачено 100 млрд руб. – Ред.).
В итоговый пресс-релиз дискуссия не вошла, поэтому как именно отреагировал Игорь Чалик на просьбу заняться доступностью перевозок, неизвестно. По информации РБК, Решетников попросил разобраться с этими вопросами до конца недели.
В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта воздержались от комментариев по поводу предложений главы Минэка в адрес Минтранса. Однако эксперты, опрошенные TourDom.ru, сомневаются, что у транспортного ведомства есть реальные возможности повлиять на авиакомпании, так как механизма госрегулирования цен нет. А попытки его ввести приведут к тому, что государству придется взять на себя издержки в виде субсидий и дотаций, чтобы возместить убытки перевозчиков.
Напомним, в прошлом году правительство поддержало авиакомпании, так как они понесли издержки, связанные с закрытием воздушного пространства других стран и необходимостью экстренно вывозить пассажиров и возвращать деньги за авиабилеты. На 2023 год господдержка, по словам Игоря Чалика, не определена.
Как следствие, перевозчики столкнулись с выбором – или поднимать цены, или отказываться от некоторых рейсов, о чем и предупредил на совещании замглавы Минтранса. И дело не в жадности авиакомпаний, а в банальной рыночной экономике.