Во вторник, 7 июня, Ростуризм сообщил о желании ведомства бороться с демпингом на туристическом рынке. «Конкуренция среди игроков рынка должна быть здоровой. Чтобы ценовая политика отдельных компаний не привела к повторению событий 2014 года», – заявил Олег Сафонов, глава Ростуризма, в ходе совещания по обеспечению прав туристов в «высокий» сезон 2016 года.
Вести работу в этом направлении планируется совместно с Роспотребнадзором, авиавластями и «Турпомощью». Также к ней привлекут и самих туроператоров. Согласно договорённостям все участники коалиции будут мониторить цены при помощи различных инструментов. «Сейчас большинство туроператоров на ключевых направлениях работают в одном ценовом диапазоне. Также есть акции и спецпредложения, носящие краткосрочный характер. В случае сомнительных показателей «Турпомощь» будет направлять запросы операторам с просьбой разъяснить ценовую политику», – говорится в сообщении Ростуризма.
Как отметил глава «Турпомощи» Александр Осауленко, вместе с туроператорами планируется определить критерии, по которым и будет возможно установить, что компания демпингует. Пока же чёткого определения демпинга нет. Тем не менее в случае выявления недобросовестной конкуренции «материалы будут направлены в компетентные органы для дальнейшего разбирательства». «То есть в ФАС и Роспотребнадзор», – пояснил Александр Осауленко. По его мнению, это как минимум заставит компании задуматься о своей ценовой политике.
Туроператоры, присутствующие на встрече, отметили, что инициатива сама по себе нужная, но без определения критериев, по которым будет выявляться демпинг, пока остаётся нежизнеспособной. «К демпингу явно нельзя отнести скидки, предоставляемые туроператорами в «низкий» сезон. Это необходимость, на которую идут компании, чтобы вести бизнес. Кроме того, как посчитать себестоимость тура? Например, как вычислить долю стоимости авиабилета в цене тура, если туроператор афиллирован с перевозчиком?» – прокомментировал порталу TourDom.ru представитель турфирмы, участвовавший в дискуссии.
В свою очередь, юрист Георгий Мохов отмечает, что как раз с определением понятия «демпинг» проблем нет. Оно чётко прописано в антимонопольном законодательстве. Это реализация товара ниже его себестоимости. Однако это определение дано в законе для доминирующих субъектов рынка, действия остальных игроков рынка расцениваются как здоровая конкуренция. Кто и как будет определять таких «доминантов», эксперту неясно. Соответственно, по его словам, и доказать, что туроператор демпингует, с юридической точки зрения очень сложно.