Согласно тексту законопроекта, внесенного в Госдуму, мобилизованным, контрактникам, а также членам их семей предлагается возвращать полную стоимость туров и авиабилетов, купленных после 21 сентября. Какие последствия ожидают туротрасль, если закон будет принят и смогут ли туроператоры выполнять его требования?
Ответ зависит от того, какую позицию займут поставщики услуг. Специалисты отмечают, что многие российские отели и авиакомпании и так делают полный возврат тем, кто аннулировал тур или билеты из-за призыва. С иностранными партнерами сложнее. «Зарубежным перевозчикам и отелям наш закон не писан, там оснований для возврата нет. Это означает, что туроператорам придется нести убытки», – говорит руководитель туроператора «Пантеон» Анатолий Гаркушин.
Возвраты связаны и с тем, насколько массовыми будут требования со стороны самих туристов.
С одной стороны, доля граждан, которых именно мобилизовали, среди туристов сравнительно небольшая. С другой стороны, важно, будет ли закон иметь обратную силу. «Если туроператоров заставят вернуть 100% тем, кто ранее аннулировал тур с возвратом за вычетом фактически понесенных расходов (ФПР), то отрасль может существенно пострадать», – предупреждает руководитель Space Travel Артур Мурадян.
«Удивляет щедрость государства, которое даже не пытается разобраться, у кого деньги находятся физически, – говорит один из специалистов туротрасли. – На мой взгляд, власти вполне могли бы самостоятельно закрыть все финансовые неудобства, которые понес мобилизованный. Поскольку в армию его призвали по решению государства, и в результате он не смог воспользоваться услугами, которые оплатил. Вместо этого все потери вешаются на туроператоров».
«Логично предположить, что в отношении производителей турпродукта должны быть разработаны меры государственной поддержки», – говорит Мария Чапиковская, юрист Альянса турагентств. Однако о выделении субсидий туроператорам со стороны государства речь пока не идет.
Между тем авиакомпании получали дополнительное финансирование на компенсацию возврата пассажирам за билеты по отмененным из-за санкций маршрутам. В апреле на эту цель было отпущено 19,5 млрд руб. Кроме того, были и другие меры поддержки – 180 млрд руб. на помощь при расчетах с лессорами, 110 млрд руб. на поддержание операционной деятельности, 100 млрд руб. на компенсации расходов при организации рейсов по России. За счет средств Фонда национального благосостояния были выпущены дополнительные акции группы «Аэрофлот».