Такое сообщение сделал во вторник, 21 июня, глава Ростуризма Олег Сафонов. Он напомнил, что в качестве одной из них будет использоваться проект ассоциации «Турпомощи» – «Турбарометр». По словам руководителя объединения Александра Осауленко, данные о стоимости туров там обновляются еженедельно – на основе поступающей от членов ассоциации информации. Однако наблюдатели отмечают: туроператоры предоставляют эти сведения добровольно, т. е. достоверность данных и обязательность их подачи – целиком на совести игроков рынка. Отслеживать актуальность сведений или заставить компании направлять в ассоциацию более полную информацию «Турпомощь» не может.
Вторую методику борьбы с демпингом предложил член наблюдательного совета ассоциации «Турпомошь», генеральный директор «НТК Интурист» Виктор Тополкараев. Главным критерием он считает стоимость путёвки – за две недели до вылета она не должна быть ниже или равна стоимости перелёта. Однако эксперты указывают на сложности применения данного инструмента. Во-первых, возникает вопрос, кто и на каких ресурсах будет мониторить цены? Во-вторых, наблюдателям неясно, с какой стоимостью перелёта будет сравниваться цена турпродукта в том случае, когда речь идет о туроператорах, имеющих афиллированных перевозчиков. Ведь этот тариф – коммерческая информация, раскрывать которую компания не обязана.
«Сейчас нет абсолютно никаких юридических инструментов для того, чтобы запретить туроператорам делать скидки или специальные предложения, – комментирует ситуацию юрист Георгий Мохов. – Цель предложенных методик – не более чем попытка выявить тренд, дать оценку средней стоимости продукта. Если будут замечены факты длительного снижения цены или она окажется ниже себестоимости, Ростуризм сможет сообщить рынку о таких фактах со стороны конкретной компании».
Эксперт не считает предложенные методики инструментом для практической борьбы с демпингом. «То, что обсуждается членами «Турпомощи», – не более чем первый этап на этом пути», – уточнил он.