После того как Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям ограничить отправку пассажиров за рубеж и организовать вывозные рейсы до 8 марта, возникает вопрос – насколько реально их выполнить?
3 марта глава Ростуризма Зарина Догузова сказала Интерфаксу, что за границей находится примерно 160 тыс. россиян, из них примерно 20 тыс. уже на тот момент испытывали сложности с возвращением из-за закрытия воздушного пространства и отмен рейсов. Сейчас задача усложнилась – чтобы вернуть всех, у авиакомпаний осталось фактически двое суток.
Судя по сообщениям «Аэрофлота» и «Победы», которые уже объявили о прекращении полетов за рубеж с 8 марта, руководство группы рассчитывает успеть до установленного дедлайна. «Уральские» планируют завершить вывоз позже. Во всяком случае из Египта рейсы заявлены до 13 марта.
Что касается крупных туроператоров, то по состоянию на 5 марта представители некоторых из них воздерживались от комментариев, сообщив, что пока разрабатывают план действий. На запрос редакции оперативно ответили в двух компаниях.
«Вывоз наших туристов мы начали еще 27 февраля, сможем спокойно доставить всех на родину в срок согласно рекомендации Росавиации», – сообщила TourDom.ru генеральный директор «Пегаса» Анна Подгорная.
Источник в туроператоре Библио-Глобус также подтвердил, что процесс завершится к 23:59 7 марта: «Мы всех вывозим на а/к "Россия" и группе "Аэрофлот».
Таким образом, начиная с 8 марта туристам, оставшимся за рубежом, можно будет вернуться в Россию разве что иностранными авиакомпаниями, либо используя комбинированные варианты, включающие наземный транспорт. Билеты на последних вывозных рейсах отечественных перевозчиков пока есть, но можно предположить, что в ближайшее время они будут раскуплены.
Ответа на вопрос, когда российские авиакомпании смогут возобновить рейсы за границу, нет – слишком велики риски ареста или задержки воздушных судов в зарубежных аэропортах из-за претензий лизингодателей и отзыва страховок. Теоретически перевозчики могли бы перевести иностранную технику под флаги авиакомпаний из стран, не присоединившихся к санкциям. Однако этот сценарий считают маловероятным. Во-первых, процедура передачи самолетов займет порядка 2 месяцев. Во-вторых, сделать это можно только с согласия лизинговых компаний. «Сейчас это почти нереально», – сказал TourDom.ru эксперт, знакомый с ситуацией. Еще один специалист отметил, что для продолжения полетов, возможно, потребуется специальная страховка, учитывающая возросшие риски и выделенная в билете отдельной таксой.