На сайте Роспотребнадзора сегодня появилась памятка, которая, по мнению ведомства, поможет туристам не стать жертвой мошенников при покупке тура. Редакция публикует ключевые тезисы и первую реакцию в соцсетях – она оказалась критической.
В Роспотребнадзоре считают, что спонтанно принятое решение может привести к проблемам в путешествии. «Следуйте простому правилу, что договор лучше заключить в офисе, информация о котором есть в публичном доступе, в том числе на сайте туроператора», – указано в памятке. Туристов призывают обращать внимание на обстановку: «Фирмы-однодневки, как правило, выглядят так, словно заехали в помещение вчера и на днях съедут».
Авторы пишут о необходимости проверить туроператора, турагента или гостиницы до заключения договора. Сделать это можно, ознакомившись с информацией в соответствующих федеральных реестрах. Как быть в случае, если отель расположен за рубежом и, естественно, отсутствует в реестре, опять-таки не поясняется.
Однако недостаток информации можно восполнить в других источниках – Роспотребнадзор призывает «интересоваться репутацией организатора вашего отдыха». Но надо учитывать, что положительные отзывы «могут быть накрученными».
«Если есть сомнения в работе турагента, сразу связывайтесь не только с турагентом, но и с туроператором (организатором отдыха), уточните, все ли в порядке с туром», – пишет Роспотребнадзор.
Кроме того, туристам предлагают вносить свои пожелания в договор, если это возможно: «Обязательно попросите менеджера показать, в какой части договора они зафиксированы». Подписывать его советуют только после ознакомления, а оплачивать тур – только официальным путем. Просьба оплаты тура переводом по номеру телефона должна насторожить.
Также Роспотребнадзор напоминает, что в случае возникновения претензий турист вправе предъявить их туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней с даты получения. Если сроки не соблюдаются, следует подать обращение в Роспотребнадзор.
Публикация вызвала скептическую реакцию в соцсетях. Например, один из подписчиков телеграм-канала «Крыша ТурДома» обратил внимание, что предложение покупать тур именно в офисе в 2023 году выглядит устаревшим. Ведь солидная доля бронирований как внутренних, так и зарубежных туров уже минимум 10 лет идет через интернет. «Это советы из начала двухтысячных?» – иронизирует подписчик.
Многие не согласны с тем, что проверки турагентств и чтение отзывов на различных сайтах смогут уберечь их от обмана. Известно немало случаев, когда даже фирмы с 20-летней историей внезапно прекращали работу. «А где посмотреть и получить гарантии, что туроператор и турагент не объявят себя банкротом? Роспотребнадзор не опубликовал?» – задает риторический вопрос наша читательница.
Фиксировать пожелания в договоре тоже вряд ли возможно. «Насколько это корректно – просить указать в договоре, например, тип кроватей в номере, если это не гарантируется отелем?» – спрашивают подписчики.
По словам одного из участников дискуссии, вся история отечественного туризма уже показала, что гарантий никаких нет. Роспотребнадзору дают встречный совет: «Бороться надо с мошенниками, а не советы раздавать». Тем не менее есть и такая точка зрения: даже памятка с банальными рекомендациями лучше, чем ничего.