Во вторник, 22 ноября, состоялась официальная деловая часть Первого Всероссийского конгресса туроператоров, который проходит в Красной Поляне, на площадке «Роза Хутор».
Первую половину дня посвятили подведению итогов года и вычленению тенденций, которые определяют развитие туризма в новом году. Говоря об итогах, вице-президент РСТ Юрий Барзыкин отметил основной тренд: падение выездного туризма и бурный рост внутреннего. А глава Ростуризма Олег Сафонов отметил, что туротрасль успешно преодолела серию испытаний в 2014 и 2015 годах. «Из-за событий в Египте и Турции мы возвратили соответственно 59 и 89 тыс. человек. Обращаю внимание, что сделано это было без использования бюджетных средств, а исключительно на средства отечественных туроператоров. Это позитивный итог, который говорит о социальной ответственности участников отрасли, об их надёжности. Рядовой потребитель может вполне доверять российским туроператорам», – заявил он.
Возможность обсудить с коллегами накопившиеся вопросы у самих туроператоров появилась во второй половине дня, в ходе дискуссионной части. Так как на Конгресс приехало много представителей региональных компаний, пожалуй, наибольший интерес вызвала секция «Внутренний туризм – новый этап развития: рост или стагнация». Генеральный директор АЛЕАН Илья Уманский рассказал о проблемах, с которыми столкнутся игроки рынка уже следующим летом. Если вкратце, то прогнозируется стагнация. Экономические условия не позволяют рассчитывать на рост спроса. Особенно в свете того, что цена размещения продолжает увеличиваться, а возвращение Турции на российский рынок усложняет конкурентную ситуацию. Давая низкие цены, отельеры перетянут часть клиентов с внутренних направлений.
Предпосылки для этого видны в цифрах по итогам минувшего лета: в Крыму, например, стоимость ночёвки выросла на 20,5 %, при этом рост турпотока в 2015 году составил 23 %. На фоне других направлений это немного – в Сочи, например, поток вырос на 34 %. «Крым победил в рейтинге самых жадных направлений», – иронизировал Илья Уманский. При этом он отметил, что удовлетворённость туристов отдыхом на российских курортах заметно снижается: по статистике АЛЕАН, количество положительных отзывов туристов упало с 88 до 82 %, а согласно проведённому компанией опросу турагентств претензии возникли примерно у 40 % туристов. Более того, некоторые агентства отметили, что клиенты возвращались с российских курортов с «ощущением обмана». Этому отчасти способствовала политика отельеров: цены на стойке порой оказывались ниже, чем у турфирм.
Вопрос о том, нужны ли отели и туроператоры друг другу, красной нитью проходил через выступления многих экспертов. Причём сами отельеры отмечали, что готовы сотрудничать. В «Бархатных сезонах» рассказали, что загрузить 9 000 номеров, которые есть в комплексе, без турфирм нереально. А гендиректор «Топ Проджект» Азимут Отель Сочи» Роман Еремян, в свою очередь, призвал туроператоров заняться просветительством. По его словам, поменять менталитет отельеров Черноморского побережья очень непросто. Выставляя цены, там каждый смотрит на соседа, не анализируя ситуацию на рынке, но туроператоры всё равно должны пытаться изменить ситуацию. Именно у них есть вся информация о глобальных тенденциях спроса на рынке, которые отельеры не видят. При этом эксперт заметил: узкое место в работе и тех и других – кадры. По его словам, все усилия разбиваются о «прыщавых девочек на телефонах».
В общем, чтобы обсудить все эти темы хотя бы в общем приближении, на Конгрессе пришлось часто нарушать регламент и подвинуть время начало следующей сессии, на которой в центре внимания были не менее актуальные проблемы выездного туризма.
Предполагается, что итогом Первого Всероссийского конгресса туроператоров станет резолюция, которую организаторы планируют направить в правительство.