Китай закрыл свое воздушное пространство для российских перевозчиков с иностранными самолетами. Запрет пока никак не касается туризма, так как речь о грузовых рейсах, но сам прецедент может быть тревожным сигналом и для туристического рынка.
Информация об ограничениях 27 мая появилась в СМИ со ссылкой на один из телеграм-каналов, который накануне опубликовал письмо логистического оператора Global Link. Там сообщалось, что Управление гражданской авиации Китая запретило российским компаниям полеты на боингах, но, как выяснилось позднее, это решение касается и аэробусов. Об отмене рейсов объявила авиакомпания iFly, у которой парк состоит только из Airbus А330 европейского производства. Перевозчик предупредил партнеров, что о возможности продолжения полетов сообщит дополнительно. Остановил китайскую программу также «Авиастар-Ту».
Как сообщает РБК со ссылкой на источники, эти компании не смогли предоставить китайскому регулятору документы, которые подтверждают, что самолеты сняты с регистрации за рубежом. А регистрации в российском реестре, видимо, оказалось недостаточно для продолжения полетов.
Обе компании выполняли в Китай грузовые рейсы, так что пока последствия ощутят только россияне, ждущие посылок из китайских интернет-магазинов: время доставки может увеличиться.
Что касается туризма, то на первый взгляд вся эта история не имеет к нему никакого отношения. Пассажирских рейсов в Китай все равно нет. Въезд в эту страну по-прежнему разрешен только в определенных случаях, к которым туристические поездки не относятся.
Однако действия китайских властей показывают, в каком уязвимом положении сейчас находятся российские компании, использующие иностранную технику. В марте перевозчики перерегистрировали ее в России, но Китай продемонстрировал, что даже в считающейся дружественной стране чиновники могут внезапно отказать в использовании воздушного пространства самолетам с двойной регистрацией. Нет никаких гарантий того, что такой же сценарий не повторится и на популярных у россиян направлениях. Поэтому выездной туризм, можно сказать, получил китайское предупреждение. Последнее оно или нет, непонятно – в письме iFly сообщается, что грузовые рейсы отменены пока только до 5 июня.
TourDom.ru задал экспертам вопрос: могут ли другие страны, такие как Турция, Египет, Эмираты, последовать примеру Китая? Один из собеседников сообщил, что «происходить может всё, всё что угодно». Другой считает такой сценарий крайне маловероятным. Пока действия правительств этих стран показывают, что они учитывают интересы туротрасли.Турция и Россия, например, договорились о взаимном увеличении перевозки, которое предусматривает наращивание рейсов в Турцию как турецких, так и российских перевозчиков.
Вместе с тем надо иметь в виду, что Минторг США усилил контроль за соблюдением санкций в отношении российских авиакомпаний, использующих боинги. Американский регулятор ведет список опальных самолетов, идентифицирует их сразу по нескольким параметрам, включая и номер российской регистрации. Эксперты считают, что это упрощает выявление нарушений и повышает риски вторичных санкций для зарубежных контрагентов, которые заправляют топливом санкционные самолеты и предоставляют другие услуги российским авиакомпаниям.