Группа «Аэрофлот» выходит из Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), сообщает газета «Коммерсант». Однако, как рассказал TourDom.ru источник, знакомый с ситуацией, официально никаких решений на состоявшемся 3 декабря совещании в АЭВТ по этому поводу принято не было. По его словам, 19 ноября авиакомпании «Аэрофлот», «Россия» и «Оренбургские авиалинии» уведомили ассоциацию о выходе из её состава с 1 января 2016 года. При этом собеседник отметил, что согласно уставу всех трёх компаний директора могли предпринять такие шаги только на основании решения общего собрания акционеров. «Насколько мне известно, общих собраний акционеров в последнее время не проводилось», – заявил он. Однако эксперт выразил сомнение в том, что этот факт может стать серьёзным препятствием для выхода группы «Аэрофлот» из АЭВТ. А также добавил, что в ассоциации надеются договориться с нацперевозчиком, чтобы тот отменил свое эмоциональное решение.
«В этом шаге «Аэрофлота» больше эмоций, чем объективных причин. Очевидно, что это – последствия процесса «утилизации» компании «Трансаэро» и разногласий госкомпании и других участников ассоциации по поводу распределения её маршрутной сети», – пояснил собеседник TourDom.ru. Имеется в виду передача самых прибыльных маршрутов проблемной авиакомпании «Аэрофлоту» в качестве компенсации за обеспечение её операционной деятельности. Такой вариант господдержки вызвал недовольство среди членов АЭВТ, особенно тех, которые тоже принимали участие в перевозке пассажиров «Трансаэро». С их точки зрения, это ущемляет интересы других игроков рынка, может привести к монополии и завышению госкомпанией цен. В связи с этим напомним: 2 декабря стало известно, что группой «Аэрофлот» заинтересовались в ФАС. Глава службы Игорь Артемьев заявил, что ведомство не устраивают «завышенные цены перевозчика» после ухода с рынка «Трансаэро». Однако пока официальных претензий авиакомпании не предъявлено, служба пытается урегулировать данный вопрос путём переговоров с менеджментом перевозчика.
Источник TourDom.ru сообщил также, что разногласия между группой «Аэрофлот» и ассоциацией существовали и раньше. По его словам, «Донавиа» вышла из отраслевой организации более года назад. А «Россия» в течение последнего года не платила членских взносов и входила в состав АЭВТ только де-юре.
При этом собеседник отметил, что действия группы «Аэрофлот» тоже во многом не устраивали ассоциацию: зачастую авиакомпания оказывала давление на отраслевую организацию в угоду своим интересам. Противостоять влиянию крупнейшего российского перевозчика, имеющего значительный вес в отрасли, а также свои лоббистские каналы в правительстве, было фактически невозможно. «Теперь ассоциация сможет вести работу в интересах всех своих членов, а не одной только группы «Аэрофлот», – заключил он.