Критика со стороны Президента России Владимира Путина в адрес министра транспорта Максима Соколова и вице-премьера Аркадия Дворковича в связи с ситуацией c «ВИМ-Авиа» вызвала отклик на туристическом рынке и ожидание скорейших перемен к лучшему. Однако, по оценкам экспертов, в сложившихся обстоятельствах оперативно что-либо исправить очень трудно. С их слов, надо комплексно менять подходы к получению авиакомпаниями доступов к выполнению рейсов и систему контроля за финансовой устойчивостью перевозчиков.
«Точечными мерами эту проблему не решить, нужно системно изменить сам подход – как в сфере законодательства, так и в плоскости применения механизмов работы Росавиации с перевозчиками. Важно следить за обеспечением авиакомпаний провозными мощностями, необходимыми для выполнения ими взятых на себя обязательств», – полагает учредитель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов.
По мнению эксперта, с точки зрения защиты прав потребителей авиаперевозка отстала лет на десять: «Этот рынок связан с огромным количеством потребительских рисков и интересов большого количества граждан, при этом любой риск влечет за собой возможное причинение ущерба и вреда здоровью».
Другие собеседники TourDom.ru добавляют, что в сфере авиаперевозки должен появиться инструмент защиты пассажиров. Эту идею высказал в интервью РИА «Новости» сенатор Игорь Фомин 26 сентября. Он заявил о целесообразности создания авиакомпаниями организации для решения кризисных ситуаций, как в случае с банкротствами туроператоров уже действует ассоциация «Турпомощь».
Между тем в других странах налажено реагирование на ситуации банкротства перевозчиков. Так, в Англии действует система ATOL (Air Travel Organiser's Licence), находящаяся в управлении государственной организации Civil Aviation Authority (CAA). В непредвиденных ситуациях, когда срываются авиаперелеты или туры из-за проблем у авиакомпаний или же по причине политических событий, природных катаклизмов, – ATOL позволяет клиентам получать компенсации без лишней волокиты. Но для реализации такой подушки безопасности при продаже каждого авиабилета в его стоимость вшивается сбор ATOL – порядка 5,5 фунтов, а при продаже тура сбор составляет 12,5 фунтов.
За годы деятельности организации в ее бюджете накопилось больше триллиона фунтов стерлингов. Зато в случае срыва авиарейсов или туроператорских программ клиенты быстро и без проблем получают компенсации от ATOL. На практике такая система заменяет механизм страхования каждого тура и авиабилета.