Продолжаем серию публикаций, в которых представители туркомпаний делятся мыслями о тенденциях на туристическом рынке и о будущем туризма. Сегодня свои мнения высказывают руководители Space Travel, «Пантеон» и ITM Group. Они уверены: выездной туризм в России сохранится, но видоизменится.
Почему выездной туризм никогда не умрет
Из точки «здесь и сейчас» можно говорить, что массовый выездной туризм в том виде, в котором был ещё 5–10 лет назад, перестал существовать, отмечает Анатолий Гаркушин: «Ушли в прошлое эскадрильи чартеров, визовые направления остаются доступны ограниченному кругу туристов».
Однако выездной туризм не умрет: за последние годы он перенёс много потрясений и показал свою способность адаптироваться к ним. «После каждого очередного "конца света" спрос по зарубежным направлениям видоизменялся, но восстанавливался. Например, после закрытия Европы вырос турпоток на Мальдивы».
«Потребность в зарубежном отдыхе остаётся, – солидарен Артур Мурадян, руководитель туроператора Space Travel. – В России огромное количество людей с возможностью путешествовать, при этом нет зимних пляжных курортов, поэтому для отдыха в предстоящем сезоне многие будут выбирать именно зарубежные направления».
Какие страны востребованы
Из популярных международных направлений на российском туррынке осталась Турция, в летнем сезоне страна приняла около 3 млн туристов из РФ. «Зимой будут востребованы экзотические маршруты, – говорит Анатолий Гаркушин. – Заявлены прямые рейсы «Аэрофлота» на Шри-Ланку, Сейшелы, в Таиланд, увеличена частота вылетов на Мальдивские острова. Наблюдается рост интереса к странам Ближнего Востока – Оману, Катару, Бахрейну».
«На наш горизонт начинают возвращаться страны Юго-Восточной Азии, хотя еще не все из них освободились от ковидных ограничений. – отмечает Артур Мурадян. – Недавно Таиланд упростил правила въезда, его примеру должен последовать Вьетнам. На российский рынок вернулась Индия, ранее одно из популярных направлений. Колоссально вырос турпоток в страны СНГ, во многом по причине доступности этих маршрутов».
Заметный спрос на экзотику подтверждает и руководитель туроператора ITM Group Константин Мальков: «С 20 сентября мы уже продали достаточное количество туров в такие страны, как Индонезия, Индия, Таиланд, Шри-Ланка, Филиппины, Малайзия. Причем объемы продаж оказались не ниже наших обычных показателей».
Как изменится выездной туризм
Конечно, отрасль будет меняться. «Туристы приспособились к усложнившейся логистике, возникшей в результате авиационной блокады, – отмечает Артур Мурадян. – Многих уже не смущают долгий перелет и стыковки».
Константин Мальков считает, что новые тренды были видны еще во время пандемии – удорожание туров, «затирание среднего ценового сегмента», смещение акцента с пляжного отдыха на комбинированные программы.
По мнению Анатолия Гаркушина, в связи с усложнением турпродукта в целом возрастает роль турагентов, от них рынок требует большей экспертности.
Внутренний туризм
Сейчас многие туркомпании будут переориентироваться на внутренний туризм. «Тем, кто хочет работать, нужно будет искать новые пути, – отметил Константин Мальков, – стараться составлять туры по России так, чтобы удивить туриста, подарить ему тот же объем эмоций и новых впечатлений, который он получил бы от зарубежной поездки».
Ранее TourDom.ru опубликовал мнения Сергея Ромашкина («Дельфин») и Елены Поповой («Старый город»), а также Дмитрия Арутюнова («АРТ-ТУР») и Ильи Иткина (PAC GROUP).