Низкобюджетные авиаперевозчики сводят к минимуму набор сервисов, включенных в стоимость перелета. Порой стремление получить с пассажира оплату даже за самую незначительную услугу доходит до абсурда. Недавний пример приводит интернет-издание Yahoo News Australia.
Дуглас Лазикирк летел лоукостером Jetstar Airways из Сиднея в Сеул. Для въезда в Южную Корею австралийскому туристу требовалось заполнить миграционную карту, которую бортпроводники предусмотрительно раздают во время рейса. Авторучки у пассажира при себе не оказалось, и он решил одолжить ее у стюардессы. Однако в просьбе отказали, вместо этого предложили купить набор ручек за 5 долларов. «Я сотни раз летал разными авиакомпаниями, но с подобной меркантильностью столкнулся впервые. С пассажиров пытаются получить плату за каждый “чих”!» – возмущается Дуглас. В итоге австралийцу повезло: другая бортпроводница все же дала ему ручку. В авиакомпании прокомментировали: делать это она была не обязана, наборы письменных принадлежностей продаются на борту.
Модель низкобюджетных перевозок основана на максимальном сокращении издержек авиакомпаний. Рейсы зачастую выполняются не в основную, а во второстепенную авиагавань того или иного города, где дешевле аэропортовые сборы, аэронавигационное обслуживание и т. д. Перевозчики зарабатывают на обороте – летают по маршруту с высокой частотой. Кроме того, с пассажиров берут плату за багаж, выбор места на борту, питание, если оно предусмотрено, и другие услуги. В последние годы элементы лоукоста активно внедряют и авиакомпании, не позиционирующие себя как бюджетные. Например, безбагажные тарифы есть у многих иностранных перевозчиков и всех основных российских – «Аэрофлота», «России», S7 Airlines, «Уральских авиалиний», Red Wings и т. д. За перевозку чемодана надо доплачивать.
Ранее мы писали, что турецкий лоукостер Pegasus сократил норму бесплатного провоза ручной клади. Без дополнительной платы в салон можно взять только небольшую сумку весом до 3 кг.