25 марта глава «Турпомощи» Александр Осауленко в прямом эфире видеомарафона tourbusiness_no_stress прокомментировал меры поддержки, которые согласно постановлению правительства получат туроператоры, а также объяснил, кто сможет претендовать на финансирование.
По его словам, Наблюдательный совет ассоциации еще в декабре обращался в Ростуризм с предложением освободить участников рынка выездного туризма от выплат в резервный фонд. Там уже столько денег (426 млн рублей), что хватит для эвакуации клиентов любой компании. Идею наконец-то поддержали. «До 15 апреля туроператоры внесут всего 1 рубль», – отметил Александр Осауленко.
С Фондом персональной ответственности, где в общей сложности хранится 2 млрд рублей, сложнее. Есть предложение не только освободить туроператоров от отчислений в него, но и дать им возможность пользоваться ФПО для компенсаций туристам прямо сейчас. На эти цели, считает Александр Осауленко, можно выделить до 50% сумм, накопленных участниками рынка на своих счетах в ФПО, но «есть маленький нюансик» – по закону такое возможно только после банкротства туроператора.
Надо либо править закон, либо добиваться, чтобы президент подписал указ. «И то и другое – это достаточно сложные механизмы, но они уже запущены. Буквально в эти выходные, за вчера и позавчера: большую часть процесса согласования необходимые документы уже прошли в экстренном режиме», – заверил глава «Турпомощи».
Ведущая марафона Татьяна Дмитрова («БАНКО») обратила внимание, что далеко не всегда объем отчислений в ФПО соответствовал реальным масштабам деятельности поставщиков услуг, и задала вопрос – кому реально поможет эта мера? «Речь о сотнях компаний» – уверен Александр Осауленко. Из них как минимум шесть накопили в ФПО сотни миллионов рублей, первыми в этом списке идут «Пегас» и TUI Россия.
«Распечатывание» ФПО – только часть общего пакета поддержки туроператоров, в котором планируется задействовать еще и средства из выделенного правительством финансового резерва. По данным Осауленко, в рамках компенсаций потерь по вывозу туристов туристические компании могут претендовать примерно на 3,5 млрд рублей, что для сферы выездного туризма беспрецедентно.
Вопрос Татьяны Дмитровой о том, по какому принципу эти деньги будут распределяться, эксперт назвал интересным. Так как речь идет о срочных мерах, задействуют уже созданные механизмы софинансирования расходов туроператоров, опробованные в сфере въездного и внутреннего туризма. Конечно, от соискателей понадобятся документы: «Мы же не в тридевятом царстве живем. Придется собрать определенный набор, но если ты официально оформил тур и провел платеж по банку, предоставить их будет несложно», – считает Александр Осауленко.
По оценке Осауленко, потери по перевозке составляют только 20–25% от общего объема убытков туроператоров, ведь были еще расходы, связанные с организацией трансферов, продления проживания и других эвакуационных мероприятий. Эти деньги тоже могут вернуться. В ходе прямого эфира Александр Осауленко не исключил, что последует вторая волна господдержки. Для ее распределения «Турпомощь» предложила Ростуризму ориентироваться на данные о годовом объеме реализованного турпродукта. При этом финансирование должно предоставляться опять-таки в пределах накоплений туроператора в его Фонде персональной ответственности в пропорции 1 к 1. «Если ты честно и добросовестно туда платил, если у тебя там сотни миллионов – то и получи сотни миллионов», – заявил Осауленко, отметив, что предложенный алгоритм поддержан Ростуризмом.
«Белые компании» дождались своего часа – подвела итог этой части беседы Татьяна Дмитрова. Полную запись интервью с Александром Осауленко смотрите на YouTube-канале «Полезно познакомиться».