7 апреля в видеомарафоне поддержки турбизнеса #tourbusiness_no_stress принял участие Рашад Мамедов, глава TBS Group, имеющей 120 собственных розничных турофисов. Обсуждая с ведущей проекта Татьяной Дмитровой (медиахолдинг «БАНКО») тему поддержки государства, в частности «немецкую модель», позволяющую заморозить возвраты клиентам по турам, аннулированным из-за коронавируса, до 2022 года, он согласился: «Это решило бы много вопросов и у нас». Но эксперт уверен: главное – в другом. Говоря о поддержке, правительство смотрит лишь на одну сторону рынка: «Мы только и думаем об операторах, деньги пусть им останутся, авиакомпании им за билеты вернут, от “Турпомощи” средства забрать и отдать туроператорам. А агентства в этой части где находятся?» Рашад убежден: основная нагрузка, связанная с аннуляциями, перебронированиями, в последние месяцы легла на плечи агентств, поэтому совершенно справедливо со стороны туроператоров было бы заплатить им хотя бы 2% дополнительной комиссии за сверхурочную работу. Между тем эксперт не исключает обратного, отката к минимальному размеру вознаграждения по акциям раннего бронирования с аргументацией от поставщиков, что они стремятся предложить потребителю самые низкие цены для разогрева спроса.
Учитывая, что розничный рынок зиму «живет впроголодь» и только в феврале начинает восполняться за счет летних продаж, в нынешней ситуации поддержка необходима именно турагентствам. Но из-за разобщенности и недоговороспособности участников рынка ситуация может пойти по негативному варианту, когда мнение и интересы розницы будут вновь проигнорированы. Свою роль в создании экологичной атмосферы на туррынке, по мнению Рашада Мамедова, должен сыграть Ростуризм. От него зависит многое в достижении общих решений, которые необходимы рынку.
В качестве примера эксперт марафона приводит ситуацию с возвратами денег по аннулированным турам. Он не считает правильным то, что крупные туроператоры не смогли договориться о единой политике в отношении удержания средств. В отсутствие единых подходов были дезориентированы клиенты, а на агентов легла дополнительная большая нагрузка по разрешению возникающего недовольства туристов, почувствовавших себя дискриминированными, «потому что их туроператор не вернул им деньги, а другой сделал это». Рашад Мамедов уверен, в подобных ситуациях Ростуризму важно брать на себя инициативу и рекомендовать участникам рынка решения, которые будут объединять их, а не создавать излишнюю конкуренцию и негатив по отношению к отрасли.