В конфликте сети турагентств «РоссТур» с туроператорами «Пегас», Coral Travel и Sunmar виноваты обе стороны. Так считают эксперты, 3 октября обсудившие ситуацию в студии прямых эфиров TourDom.ru.
С одной стороны, туроператоры вправе предлагать те или иные условия сотрудничества, которые агентства могут или принимать, или обсуждать за столом переговоров. Какими бы жесткими ни были сроки оплат туров, как бы резко ни менялись правила игры, розничная компания с хорошо отлаженными бизнес-процессами в состоянии подстроиться. «Есть твои оборотные средства и не твои. Если четко их разделять, проблем не возникнет», – уверен Александр Лобанов, управляющий партнер E-center (партнёр Объединённой сети ТБГ и «Горячие туры»). Чтобы снизить риски, он рекомендует использовать сплитование, когда на уровне банка платеж от клиента разделяется на две части – одна идет туроператору, другая – турагенту.
С другой стороны, на рынке годами выстраивалась система, при которой крупные поставщики создавали особые условия сотрудничества с крупной же розницей. Внезапное обнуление этих негласных джентельменских соглашений стало одной из причин разразившегося конфликта. «Ситуация простая – заканчивается сезон. Несколько туроператоров в погоне за оборотными средствами решили поменять правила игры. Их партнер оказался не в состоянии выполнять новые условия. Они его поставили в интересное положение», – описал своё видение Карен Гончаров (экс-руководитель DSBW-Tours).
В унисон с ним положение вещей прокомментировал Рашад Мамедов (владелец TBS Group). Он отметил, что туроператоры на ходу меняют правила игры для своей розницы, что крайне осложняет деятельность агентов. И не является партнёрским подходом.
Таким образом, случившееся отражает системные проблемы, существующие в туротрасли. «Мы находимся в ситуации ползучего кризиса. Если в Европе консолидация идет через обмен акций между компаниями и их объединения, то у нас – путем выдавливания с рынка», – отметил гендиректор ClickVoyage Игорь Козлов.
Руководитель «Пегаса» Анна Подгорная придерживается принципиально иной точки зрения и не видит признаков системного кризиса в ситуации с «РоссТуром». «У нас есть агентский договор-2018, в котором ничего не менялось с января этого года. Там прописаны все положения, они открыты для всех. Ни для одного из контрагентов мы не создаем специальных условий работы. Единственное, что мы, видимо, делали неправильно – это допускали некую лояльность к тем, кто просили дать отсрочку по платежам и войти в их положение. «РоссТуру» мы всего-навсего закрыли доступ в онлайн-бронирование до момента погашения задолженности за заведенные заявки. Не хотели, чтобы рос снежный ком», – отметила гендиректор компании в интервью TourDom.ru.
Что о причинах конфликта думают другие эксперты, а также сам Александр Недополз, руководитель «РоссТура»? Смотрите запись прямого эфира.
Так как трансляция занимает более полутора часов, для вашего удобства приводим тайминг эфира.
00:01–00:08 Александр Лобанов, управляющий партнёр Центра бронирования Объединённой сети ТБГ и «Горячие туры»
00:09–00:17 Карен Гончаров, экс-руководитель DSBW-Tours
00:17–00:27 Александр Лобанов, управляющий партнёр Центра бронирования Объединённой сети ТБГ и «Горячие туры»
00:27–00:41 Игорь Козлов, генеральный директор ClickVoyage
00:42–1:03 Андрей Вершинин, генеральный директор «Слетать.ру»
01:05–01:14 Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата»
01:14 Рашад Мамедов, генеральный директор TBS Group
01:25 Александр Недополз, генеральный директор «РоссТур»