Сегодня на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова фактически решилась судьба «Трансаэро». Собственникам предложено выбирать: либо банкротство, либо внешнее управление – например, авиакомпанией «Аэрофлот». Об этом со ссылкой на неофициальные источники сообщают «Ведомости». На ближайшем совете директоров нацперевозчика будет рассмотрен вопрос о покупке 75% акций «Трансаэро» (очевидно, по остаточной стоимости). И от государства поступит прямая рекомендация: голосовать «за», пишут центральные СМИ.
Источник в «Аэрофлоте», пожелавший остаться неназванным, прокомментировал события в интервью корреспонденту TourDom.RU. Уже создана рабочая группа для тотального анализа деятельности «Трансаэро», будут подвергнуты ревизии все ее контракты с партнерами из туроператорской среды с целью привести тарифы в соответствие с рентабельностью. Означает ли это, что заказчикам навяжут менее выгодные для них условия? Эксперты полагают, скорее они вообще постараются освободиться от этих обязательств - в контрактах должен быть пункт о возможности отказа от перевозки за определенный период с последующим возвратом средств. «И еще вопрос, кто будет в дальнейшем покупать услуги авиакомпании, если ее тарифы окажутся неконкурентоспособны и неподъемны для массового потребителя, а технику надо грузить», - резюмируют наблюдатели туристического рынка.
Кстати, «Аэрофлоту» придется что-то делать с самолетами, взятыми в лизинг по докризисным тарифам, - предстоят переговоры с лизингодателями о пересмотре условий сотрудничества или возврате техники. Те борта, которые у «Трансаэро» в собственности – самые возрастные, источник в «Аэрофлоте» назвал их сомнительным приобретением для новых собственников.
Сам нацперевозчик накануне, 31 августа, опубликовал отчетность за первое полугодие 2015 г. – заявил о чистом убытке в размере 3,5 млрд. руб., что на 86% больше, чем за тот же период 2014 г. В группе с «Трансаэро» финансовые показатели еще ухудшатся, а для публичной структуры это проблема. Новый собственник будет принимать радикальные меры для выравнивания общей экономики.
Необходимо отметить, что группа «Аэрофлот» контролирует 45% рынка пассажирских перевозок, вместе с долей «Трансаэро» это будет более 63%. Федеральная антимонопольная служба уже получила рекомендацию наблюдать за конкурентной ситуацией в авиатранспортной сфере.