В закрытом чате для специалистов турбизнеса «Источники ТурДома» турагенты обсуждают проблему: некоторые туроператоры предлагают туристам скидки при бронировании туров на сайте напрямую.
По словам представителей розницы, например, они видят такие предложения у Fun&Sun. Раньше компания рассылала туристам промокоды, а сейчас предлагает скидку 6% при оплате картой «Мир». «Клиент получает консультацию у турагента, а в итоге несет деньги напрямую туроператору. Ситуация получается двоякая: с одной стороны – клиент, который может сэкономить, с другой – специалист, потративший время и силы на подбор тура и в итоге оставшийся без заработка». По мнению турагентов, это не на пользу не только им, но и самому туроператору, так как у профессионалов пропадает мотивация продвигать его туры.
Редакция отправила запрос в Fun&Sun с предложением ответить на аргументы розницы, но от комментариев там отказались.
По словам турагентов, такая практика встречается и у других поставщиков. «Бывает, что туроператор предлагает напрямую туристу не только скидку, сопоставимую с нашей комиссией, но более выгодные условия раннего бронирования», – пишут в чате.
Проблема не новая, но сейчас воспринимается особенно болезненно, так как туристический рынок переживает сложный период, борьба за клиентов усилилась.
В свою очередь, представитель одного из туроператоров сообщил, что многие туристы сами стремятся покупать туры на сайтах туроператоров. Во-первых, повлияла пандемия, в период которой значительно выросли интернет-продажи товаров и услуг во всех сферах. Во-вторых, некоторые клиенты считают покупку тура напрямую более надежной, так как турагентства порой закрываются и не выполняют обязательства по своевременной оплате туров поставщикам. Все это привело к тому, что доля покупок туров непосредственно на сайтах туроператоров увеличилась относительно показателей 2019 года. «Потенциал у таких продаж высокий. Туроператоры решают, пользоваться им или нет, выбирать классическую модель, предполагающую агентские продажи, или развивать прямой канал», – добавил собеседник.
Тем не менее все это не означает, что турагентства находятся под угрозой исчезновения. Многие клиенты ценят индивидуальный подход и экспертизу. Представители розницы выступают как тревел-менеджеры, помогая туристам решать все вопросы, связанные с организацией путешествия. Агенты делятся знаниями, берут на себя ответственность. Если такой специалист может предложить что-то помимо элементарного минимума, то он не останется без клиентов.
А вот чтобы турист после подбора тура не ушел на сайт к туроператору, некоторые представители розницы рекомендуют брать с клиентов минимальную оплату за консультацию. И если тур будет куплен, то эта сумма пойдет в счет путешествия. В случае, когда турист уходит на сайт к туроператору за скидкой, оплатив консультацию, агентство хотя бы частично компенсирует затраты времени.